Дорогая наша бухгалтерия

27.10.2008

 

       Журнал "City-бизнес", июль 2008

 

Автор: Татьяна Лобко Директор Департамента бухгалтерского, налогового и правового консалтинга группы компаний "ВнешЭкономАудит"

 

 

Проведите аудит загрузки

В последнее время к специалистам нашей компании, которые занимаются подбором бухгалтеров, владельцы бизнеса обращаются с такой проблемой: «Плачу главбуху высокую зарплату, а он все равно увольняется. Готов платить больше, давайте найдем нового». К сожалению, «рублевая мотивация» главных бухгалтеров как панацея от всех проблем - одна из самых распространенных точек зрения современного руководителя.

Когда люди увольняются, руководители делают самый простой вывод: раз бухгалтер ушел - значит, я мало платил. Поэтому зачастую предложения работодателей напоминают аукцион: если я платил прежнему бухгалтеру 25 тысяч, а тот уволился, - значит, следующему стану платить 30, и все будет нормально. При этом наши бизнесмены не учитывают, что причина увольнения может быть совсем в другом, а именно - в объемах работы, предельных для человека, - и справиться с ними выше его сил, сколько ему ни плати. На просьбы нанять еще одного бухгалтера руководитель не реагирует: по его мнению, дело только в деньгах.

Однако недавно мы проведи опрос среди бухгалтеров с целью узнать основные причины увольнений. Лидирующий ответ - большой объем работ, так сказали 40% респондентов. Бывает и другая ситуация: владельцу может казаться, что он раздул штат». Например, недавно к нам за консультацией обратился руководитель бизнеса, которым начал сомневаться: не многовато ли держать в компании двух бухгалтеров? Мы просчитали объем их работ - и выяснилось: только перемещение товаров составляет 7500 операций в месяц! И это без учета операций, связанных с реализацией, поступлениями, начислением заработной платы и налогов... При этом, по нашим данным, бухгалтер способен качественно обработать от 100 до 200 операций в день. Это занимает примерно 30-40 процентов его рабочего времени. Все остальное - повседневная текучка: сверки, выдача информации другим подразделениям, поездки в банк, контроль и так далее. Не говоря уж о том, что на бухгалтеров порой сваливают задачи, вообще не имеющие никакого отношения к их служебным обязанностям: например, решение юридических вопросов.

Проведите подобный «аудит объемов работ»- и вам станет ясно, сколько человек нужно вашей бухгалтерии. Для этого, конечно, лучше привлечь профессионалов. Ведь для грамотной оценки необходимы знания не только в области бухгалтерского учета и налогообложения, но и в области научной организации труда.

Выберите оптимальную структуру

Понятно, что эффективность работы бухгалтерии, как и любого другого подразделения, зависит не только от того, соответствует ли число штатных единиц объемам работы, но и от того, как организовано взаимодействие между этими единицами.

В зависимости от масштабов компании и особенностей ведения бизнеса, оптимальной может оказаться различная структура бухгалтерской службы. Кому-то покажется удобней, если все бухгалтеры будут «главными» - каждый будет отвечать за какую-либо из компаний группы, со строгим подчинением всех специалистов одному бухгалтеру. Но наиболее распространена горизонтальная структура - когда каждый из бухгалтеров самостоятельна ведет свое - узкое - направление, вроде учета заработной платы или материалов.

В любом случае, очевидна еще одна обязательная компетенция главного бухгалтера: он должен быть не только квалифицированным специалистом, но, прежде всего, отличным организатором, управленцем. Как ни странно, при найме главбуха на работу на это обращают не так уж и много внимания: согласно проведенному нашей компанией маркетинговому исследованию, организаторские способности признают неотъемлемым критерием при отборе главного бухгалтера всего 33% челябинских руководителей. Для сравнения - отличного знания бухгалтерского учета и налогообложения требуют от своих главбухов 52% управленцев.

Между тем, во многих случаях, особенно если в деятельности фирмы десятки направлений и число бухгалтеров более 3-х, главбух - это, прежде всего, координатор и стратег. Скажем, недавно мы порекомендовали на эту должность претендента, про которого было известно, что он превосходный организатор, а вот отличными бухгалтерскими знаниями, скажем так, «не блещет». Но для того, чтобы справляться с работой в бухгалтерии с числом сотрудников более 15 человек, знания особых профессиональных тонкостей ему и не требовалось - куда важнее был навык управления квалифицированными специалистами и способность чувствовать «пульс компании», видеть общий вектор ее развития.

Позаботьтесь о важных деталях

В работе бухгалтера не бывает мелочей - именно поэтому нужно уделять особое внимание даже самым незначительным, на первый взгляд, вопросам. Так, например, работа бухгалтерской службы будет намного эффективнее, если документы в бухгалтерию будут передаваться своевременно. Небрежно оформленный или не вовремя переданный бухгалтерам документ может компании «дорого стоить». Как показывает практика аудиторских проверок, в ведении учета наиболее часто встречаются ошибки, связанные с отсутствием в учете некоторых операций и - соответственно - искажением величины доходов и затрат. Кроме того, ошибки в документах ведут к неправильному исчислению налогов, так, например, в результате неверного оформления счета-фактуры организация не сможет принять к вычету НДС, который он уплатил поставщику.

Далее нужно оградить бухгалтерию от несвойственных ей функций, например, ведения договорной работы, заботы с претензиями и так далее: у бухгалтеров и своей работы более чем достаточно.

Огромное влияние на эффективность работы бухгалтерии оказывает и техническая оснащенность рабочих мест: в свое время я на себе почувствовала разницу между работой на мощном компьютере, оснащенном современным программным обеспечением, и на «древней» технике с программой вчерашнего дня, после каждой операции заставляющей бухгалтера по 10-15 минут бездумно смотреть в монитор, ожидая, пока «данные загрузятся». Так что не стоит экономить на приобретении современной вычислительной техники и компьютерных программ, в конце концов они обходятся все-таки дешевле, чем наём дополнительных сотрудников.

Значимой оказывается и такая вторичная вроде бы вещь, как организация рабочего места. Попробуйте сосредоточиться над важным отчетом, сидя в кабинете, где кроме вас находятся еще человек десять - пятнадцать. К сожалению, с такой «рассадкой персонала» мне тоже приходилось сталкиваться. Маловероятно, что бухучет на этом предприятии будут вести идеально, какие бы талантливые сотрудники ни трудились в бухгалтерской службе и сколько бы денег ни платил им работодатель. В бухгалтерской профессии строгое соблюдение санитарных норм, в особенности в том, что касается минимальной площади рабочего места в три квадратных метра - это просто элементарное условие нормального выполнения работы.

То же самое можно сказать и о наличии специальной литературы, подписке на периодические издания, возможности бухгалтера прибегать к услугам консультантов: в России налоговое и финансовое законодательство, нормы и правила ведения учета меняются с такой скоростью, что иначе за ними просто не уследить. Современный бухгалтер должен постоянно обучаться, совершенствовать свои профессиональные навыки, и планка требований в этом плане постоянно повышается. Поэтому не стоит жалеть средств на регулярное обучение, повышение квалификации и аттестацию всех работников бухгалтерии. Поверьте: это значительно дешевле, чем потери, к которым может привести их недостаточная компетентность.

 

 


КОММЕНТАРИИ
Галиб Шарифов 08.01.2009  15.43
Впервые встретил конкретную статью о наболевшем. Полностью согласен с каждым пунктом. К сожалению в представлении многих руководителей бухгалтерия - это "вынужденная" статья расходов. Но стремительное усложнение законодательных требований и шквал ограничений окончательно заставят пересмотреть ложные стереотипы и бухгалтер займет свое истинно достойное место в иерархии предприятия.



Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

КОНТАКТЫ

454091, г. Челябинск, ул.Красная 63, офис 3


Тел/факс: +7 (351) 729-85-29 (многоканальный), 

+7 (351) 264-01-75

 

info@ural-audit.ru

 

Схема проезда:

Перейти к большой карте

 

 

VER316

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.