Процедура банкротства по инициативе уполномоченного органа

18.09.2017

Процессуальные особенности банкротства по инициативе налоговых органов

В соответствии с Федеральным законом от 26.10. 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов или осуществить платежи, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Федеральная налоговая служба России уполномочена представлять интересы государства в делах о банкротстве (п.1 Положения о ФНС, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (далее – Положение о ФНС)).

Для инициирования банкротства налоговым органом размер задолженности предприятия по налогам должен составлять не менее трёхсот тысяч рублей.

В случае неисполнения должником требований ФНС России принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:

  • не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счёт имущества должника или соответствующего исполнительного листа;
  • в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Верховным Судом РФ был рассмотрен вопрос несоблюдения срока 90 дней для принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом. По мнению Верховного Суда, нарушение срока не оказывает влияния на возможность признания заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. Однако заявление о признании должника банкротом не может быть признано обоснованным в случае утраты возможности принудительного исполнения требований, указанных в заявлении, на дату обращения в суд. Суд указал на то, что в законодательстве отсутствуют последствия пропуска этого срока и нет сведений о том, что он является пресекательным (п.2 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Таким образом, ФНС может подать заявление в суд о признании банкротом должника – юридического лица и по истечении 90 дней, при этом требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей (п.3 ст.6, п.6 ст.41 Закона о банкротстве).

В данном случае можно говорить о приоритете защиты интересов государства по отношению к интересам частных субъектов. Конкурсный кредитор должен сначала получить судебное решение, тогда как налоговой службе достаточно самостоятельно вынести решение о взыскании задолженности. Таким образом, налоговая служба получает право занять в реестре кредиторов более выгодное положение, чем конкурсные кредиторы.

Заявление налогового органа в арбитражный суд о признании должника банкротом должно отвечать требованиям, предусмотренным для заявления кредитора (п.1 ст. 41 Закона о банкротстве). Одним из таких требований является ссылка в заявлении на доказательства оснований возникновения задолженности и её размера (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие) с приложением этих доказательств к заявлению (п.2 ст.39 и п.1 ст.40 Закона о банкротстве).

Среди прилагаемых доказательств должно быть решение уполномоченного органа о взыскании задолженности за счёт имущества должника (п.3 ст.6 Закона о банкротстве), а также иные документы (требование об уплате налога), которые подтверждают размер взыскиваемой суммы и соблюдение уполномоченным органом установленной процедуры взыскания.

Однако сами по себе эти документы, а также то, что решение о взыскании не было оспорено на момент подачи заявления о признании должника банкротом не являются безусловными доказательствами, свидетельствующими об обоснованности предъявленных требований. При заявлении должником в отношении этих требований возражений по существу уполномоченный орган должен доказать в арбитражном суде наличие задолженности в заявленном им размере.

При инициировании процедуры банкротства ФНС России наделена, в частности, следующими правами:

  • на обращение в арбитражный суд с  заявлением о признании компании банкротом;

  • на направление своих представителей на собрания кредиторов, осуществление взаимодействия с иными участниками процесса и арбитражными управляющими;

  • на осуществление контроля за должником по выполнению им текущих обязательств, списания задолженности после окончания конкурсного производства.

Законодательство позволяет отсрочить обращение налоговиков в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом на срок до 6 месяцев в двух случаях, а именно если должником представлены (п.4 Положения о ФНС):

  • заверенная арбитражным судом копия вступившего в силу решения суда, установившего предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения обязательств по денежным требованиям РФ;

  • документы, подтверждающие осуществление взыскания просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по требованиям об уплате обязательных платежей, а также график её погашения. В случае нарушения должником графика погашения задолженности уполномоченный орган обязан подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд в течение 5 рабочих дней.

 

Избежать банкротства путём исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению ИФНС не удастся

Важно знать, что если владельцы компании, в отношении которой начата процедура банкротства, «бросят» данную компанию в надежде на то, что налоговая инспекция исключит её как недействующую из ЕГРЮЛ, то данная хитрость не поможет избавиться от компании-должника и её долгов перед кредиторами.

Напомним, что Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) предусмотрена возможность закрыть фирму без соблюдения длительной процедуры ликвидации. Речь идёт об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, то есть налоговой инспекции (ст.21.1 Закона о регистрации).

Налоговая инспекция без обращения в суд может (но не обязана) ликвидировать компанию при наличии одновременно следующих условий:

  • юридическое лицо в течение предшествующих двенадцати месяцев не представляло отчётность, предусмотренную законодательством РФ о налогах и сборах;

  • не осуществлялось операций хотя бы по одному банковскому счёту компании.

Налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ, публикует его в «Вестнике государственной регистрации», и если в течение трёх месяцев со дня публикации от заинтересованных лиц (кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением фирмы из ЕГРЮЛ) не поступит заявление с возражениями относительно исключения компании из ЕГРЮЛ, юридическое лицо признаётся недействующим.

Однако в 2015 году Конституционный суд РФ признал ст.21.1 Закона о регистрации частично не соответствующей Конституции РФ, поскольку она позволяла закрыть фирму, в отношении которой рассматривается дело о банкротстве, как недействующую, лишая тем самым кредиторов возможности взыскать долги (постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П). После этого в ч.2 ст.21.1 и ч.7 ст.22 Закона о регистрации было внесено изменение, содержащее запрет на принятие решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, если имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве и о введении процедуры банкротства.

 

 


ГК «ВнешЭкономАудит» предлагает комплекс юридических и консалтинговых услуг по вопросам, связанным с проведением и сопровождением процедур банкротства, адресованные: 

  • собственникам предприятий-должников;
  • кредиторам и иным заинтересованным лицам;
  • арбитражным управляющим.

Более подробная информация на нашем сайте или по телефону (351) 729-85-29

 

 

 



Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ:

 

 

11-18 сентября 2018 года, Челябинск и города области

 

Консультационный семинар и вебинар: 

Ошибки в бухгалтерском и налоговом учете: обзор итогов аудиторских проверок за 2017 год

 

  

  

 


 

 

c 4 сентября 2018 года, Челябинск 

 

Обучение по программе ДипИФР (рус) – Диплом ACCA по Международной Финансовой Отчетности

 

 

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.