Абонентное консультационное обслуживание

Используем автотранспорт работника: как выгоднее оформить отношения?

15.12.2008

Источник: Практикум бухгалтера Челябинской области, Октябрь 2007 г.

Елена Викторовна
ЛЕГКИХ,
главный редактор журнала "Практикум бухгалтера Челябинской области"


Как оформить использование авто? Выбор за компанией

Использование личного транспорта можно оформить одним из трех способов:

  • выплачивать компенсацию за использование автомобиля;
  • составить договор безвозмездного пользования (ссуды);
  • заключить договор аренды.

Выбрав первый вариант, организация сможет отразить сумму компенсации в регистрах налогового учета как прочие нормированные расходы, связанные с производством и реализацией (пп.11 п.1 ст.264 гл.25 НК РФ). Нормы компенсации утверждены постановлением российского правительства от 8 февраля 2002 года № 92 и составляют:

  • 1 200 руб. в месяц - для машин с объемом двигателя до 2000 кубических сантиметров;
  • 1 500 руб. в месяц - для машин с объемом двигателя свыше 2000 кубических сантиметров;
  • 600 руб. в месяц - для мотоциклов.

Причем компенсация работнику расходов на приобретение горюче-смазочных материалов при исчислении прибыли не учитывается. Налоговики считают, что в установленные нормы уже включены все расходы, связанные с эксплуатацией транспорта.

Хотя выплата компенсации является законодательно утвержденным способом оформления отношений с владельцем транспорта, она не покрывает реальных затрат на машину. Поэтому фирме гораздо выгоднее оформить договор аренды, так как при заключении такого договора организация выигрывает на налоге на прибыль. Арендную плату, стоимость бензина, ремонта, а также текущие расходы на содержание автомобиля в налоговом учете можно учесть без каких-либо нормативов. Следует также помнить, что при заключении договора аренды транспортного средства компенсация за использование автомобиля не выплачивается.

Договор аренды. С экипажем или без?

На практике применяется два вида договоров аренды транспортных средств: с экипажем и без экипажа. Отличаются эти договоры тем, что в первом случае имущество предоставляется во временное владение и пользование, а во втором - еще и оказываются услуги по управлению им. Также имеется разница в расходах и порядке налогообложения.

Основные затраты, которые могут возникнуть при аренде автомобиля без экипажа у принимающей стороны: плата за пользование имуществом, расходы на ремонт, страхование, плата за стоянку и парковку, ГСМ.

При аренде транспорта с экипажем нужно заплатить только арендную плату, все остальные затраты несет владелец автомобиля (арендодатель), если иное не предусмотрено договором.

Что касается порядка налогообложения, то при заключении договора с экипажем фирме придется заплатить ЕСН с части выплат, относящихся к оказанию услуг по управлению автомобилем и его технической эксплуатации. Приведем основные налоги, которые начисляются или удерживаются в зависимости от вида договора аренды (см. таблицу 1).
 

 

Договор аренды без экипажа
Договор аренды с экипажем
 Арендная плата  Плата за услуги
по управлению и обслуживанию


 ЕСН  Не начисляется (ст. 236 гл. 24 НК РФ)  Не начисляется  Начисляется*


 
 Взносы в ПФР  Не  начисляется,  т.к.  уплачивается с тех же сумм, что и ЕСН  Не начисляется  Начисляется
 НДФЛ  Удерживается по ставке 13%  Удерживается по ставке 13%


*Выплаты по договорам гражданско-правового характера не облагаются ЕСН в части Фонда социального страхования РФ (п.3 ст.238 НК РФ).

Однако практика арендных отношений имеет свои сложности. С одной стороны, с точки зрения оптимизации налогообложения, фирме выгоднее заключить договор аренды автомобиля, в частности без экипажа (не уплачиваются единый  социальный  налог  и  страховые  взносы в Пенсионный фонд), нежели выплачивать компенсацию  за  использование  автомобиля  в служебных целях. С другой стороны, при аренде предполагается, что владелец фактически (а не формально) передал имущество арендатору, арендатор им самостоятельно пользовался в течение определенного срока, а затем вернул арендодателю. Однако на практике часто автомобиль используется в качестве служебного только в рабочее время.

Есть и еще один нюанс. С юридической точки зрения не является грамотным оформление договором аренды в ситуации, когда в рабочее время автомобиль используется для нужд предпринимателя-арендатора, а в свободное время - для нужд работника, так как совместное пользование объектом аренды противоречит сути арендных отношений. Как следствие - договор аренды может быть переквалифицирован как использование автомобиля в личных целях.

Необходимо также обратить внимание на то, что в случае аренды автомобиля у своих сотрудников такая сделка может быть признана сделкой между взаимозависимыми лицами на основании статьи 20 Налогового кодекса РФ. В соответствии с подп.1 п.2 ст.40 НК РФ налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по подобным сделкам. Однако судебная практика складывается не в их пользу (см. постановление Президиума ВАС РФ от 18 января 2005 г. № 11583/04 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2005 г. № А52-7686/2004/2).

Безвозмездно - даром?

Некоторые организации вместо договора аренды автомобиля заключают договор безвозмездного пользования (договор ссуды).

В этом случае владелец автомобиля обязуется передать его в безвозмездное временное пользование организации, которая обязуется вернуть транспортное средство в том же состоянии, в каком получила, с учетом износа (ст. 689 ГК РФ). Ремонт полученного в безвозмездное пользование автомобиля является прямой обязанностью организации (ст. 695 ГК РФ). Поэтому, если договором не предусмотрено иное, затраты на него учитываются в расходах по налогу на прибыль.
Расходы на бензин также учитываются в полном объеме согласно путевым листам.

Однако с договором ссуды не все так просто, как кажется. Нередко упускают тот факт, что сумма сэкономленной арендной платы за основное средство, предоставленное в безвозмездное пользование, в соответствии с п.8 ст.250 гл.25 НК РФ включается в базу по налогу на прибыль в качестве внереализационного дохода. При этом стоимость безвозмездно полученной услуги по передаче имущества в безвозмездное пользование определяется, исходя из рыночных цен. Рыночной ценой в этом случае является величина арендной платы за аналогичное имущество в данной местности. На основа- нии ст.274 НК РФ рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку, установленному пп.4-11 ст.40 НК РФ, то есть на момент совершения внереализационных операций.

До недавнего времени вопрос о возникновении у организаций дохода в виде экономической выгоды считался спорным, но чаще всего решался в пользу налогоплательщиков. Однако 22 декабря 2005 г. Президиумом Высшего арбитражного суда РФ было издано информационное письмо № 98, в котором содержатся рекомендации по решению спорных вопросов, касающихся исчисления налога на прибыль. В п.2 верховные арбитры указывают, что в случаях безвозмездного пользования организацией имуществом, у нее согласно п.8 ст.250 НК РФ возникает доход в виде экономической выгоды, определяемой с учетом положений ст. 40 и 41 НК РФ. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин (письма от 17 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/125, от 6 июня 2006 г. № 03-03-04/4/100).

Посчитаем выгоду

Теперь посчитаем налоги для каждого варианта, сравним результаты.

Пример: ООО «Звезда» пользуется автомобилем сотрудника В.В. Петрова. Объем двигателя менее 2000 куб. см. Затраты за месяц следующие:

  • ремонт - 3 000 руб.;
  • бензин - 5 000 руб.;
  • плата за использование автомобиля - 1 200 руб.

Налогооблагаемая прибыль без учета внереализационных доходов, расходов на автомобиль и ЕСН - 50 000 руб.

Из расчетов (см. таблицу 2) видно, что оптимальным является договор аренды без экипажа. Но, при этом необходимо учитывать тот факт, что оптимизируя налоговые платежи, можно попасть в зону налоговых рисков.

 Затраты  Компенсация
за использование личного транспорта
Договор безвозмездного пользования  Договор аренды
без экипажа с экипажем
 Компенсация за использование личного транспорта  1 200 (объем  двигателя менее 2000 куб. см.)  -  -  -
 Ремонт  -  3 000   3 000   3 000
 Бензин  -  5 000  5 000  5 000
 Арендная плата  -  -  1 200
 1 000
 Услуги члена экипажа  -  -  -  200
 ЕСН  -  -  -  52
 НДФЛ  -  -  156  156
 Внереализационный доход  -  1 200  -  -
 Налогооблагаемая прибыль 48 800  43 200  40 800  40 748
Налог на прибыль (24%) 11 712 10 368 9 792 9 780
Налоговая нагрузка 11 712 10 368 9 948 9 988



Перепечатка статьи или любой ее части возможно только при указании сайта  www.ural-audit.ru. Публикация в сети Интернет должна сопровождаться гиперссылкой, содержащей название сайта в тексте ссылки и ведущей на сайт www.ural-audit.ru. Использование полностью или частично материалов сайта без соблюдения указанных требований будет преследоваться по закону.



Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ:

 


По всем вопросам, связанным с обучением, просим обращаться к руководителю проектов бизнес-обучения Елене Алексеевне Родиной по тел.: (351) 729-85-29, e-mail: rea@ural-audit.ru  и менеджеру проектов Синица Екатерине по тел.: (351) 729-85-29, email: abonent@ural-audit.ru  

По вопросам рекламно-информационного сотрудничества, проведения совместных мероприятий обращайтесь в отдел рекламы по тел.: (351) 729-85-29, e-mail: pr@ural-audit.ru

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.