Абонентное консультационное обслуживание

Налоговая проверка: быть или не быть

15.07.2010

 

В последнее время отмечен резкий рост налоговых проверок организаций, а также ужесточение требований к налоговой и бухгалтерской отчетности. В нашей статье мы рассмотрим критерии, разработанные налоговиками для выбора компаний, в отношении которых будет проведена выездная налоговая проверка. Возможно, эта статья позволит многим нашим читателям отсрочить визит инспектора и избежать внеплановых проверок.

Долгое время планирование проверок было сугубо внутренней и конфиденциальной процедурой. В конце 2007 г. ФНС разработала и опубликовала 11 критериев, с помощью которых налоговые органы определяют «кандидатов» на выездные проверки (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). И уже через год включила в список еще один новый двенадцатый критерий (приказ ФНС от 14 октября 2008 г.). Это говорит о том, с какой тщательностью подошли к решению данной задачи налоговики. Инспекторы отмечают, что если организация не подпадает под разработанные критерии, налоговые проверки в отношении нее нецелесообразны.

Какие же обстоятельства обратят на себя внимание налоговиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок?

Одни из них зависят только от самого плательщика, другие — от сравнения со среднеотраслевыми показателями. Рассмотрим каждый критерий в отдельности.

Критерий первый:
налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Под подозрением окажутся те, у кого налоговая нагрузка «ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли» или по «виду экономической деятельности». В приложении к Критериям № 3 дан уровень налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006—2007 гг.

Сложность заключается в том, что в документе не приведена формула, по которой определялись уплаченные налоги. Сказано лишь, что сумма подсчитана «по данным отчетности ФНС и государственной статистики (Росстата)». Здесь можно ориентироваться на внутреннюю статистическую форму налоговых органов № 1-НОМ (приложение 4 к приказу ФНС России от 27 декабря 2005 г. № САЭ-3-10/695). В ней собраны поступления налогов по основным видам экономической деятельности.

Обратитевнимание!
В расчете данной формы есть ряд особенностей.
Во-первых, из наиболее важных налоговых платежей исключены отчисления в ПФР на страхование от несчастных случаев на производстве.
Во-вторых, в расчет принимаются все налоги, уплаченные в течение отчетного периода (суммы, отраженные проводкой Дебет 68 Кредит 51).
В- третьих, в расчетах не участвуют платежи налоговых агентов (НДФЛ и НДС, удержанный в качестве налогового агента).


Приведем пример расчета:
Сумма перечисленных налогов в бюджет за 2007 г. составила 8 млн. руб. В эту сумму также включены налоги, начисленные за 2006 г., но уплаченные в 2007 г. Выручка организации за год равна 70 млн. руб. Налоговая нагрузка = сумма перечисленных налогов/выручка Х 100 = 8 млн./70 млн. x 100 = 11,43 процента.

Предположим, что основная сфера деятельности компании — предоставление помещений в аренду. По данной отрасли средняя нагрузка в
2007 г. — 29,5 процента, то есть в 2,5 раза больше, чем у организации. Следовательно, компании может грозить выездная проверка.

Обратите внимание!
На практике налоговики, оценивая необходимость выездной проверки, скорее всего, станут анализировать выручку, указанную в строке 010
«Отчета о прибылях и убытках» — плательщики сдают его непосредственно в инспекцию, а потому он доступней, чем статотчетность. Правда, для большинства плательщиков эти две суммы выручки будут близки или даже полностью совпадут.

 

Проблемы при определении налоговой нагрузки.

  1. Не ясно, с чем организации сопоставлять нагрузку. Официальных данных по отраслям на 2008 и 2009 гг. нет. Предоставление статистической информации третьим лицам осуществляется только с письменного согласия лица, предоставившего эти данные (п. 26 постановления Госкомстата от 15 июля 2002 г. № 154). В прессе, различных справочниках и т. п. источниках имеются лишь частные сведения. На практике можно сопоставлять с показателями за прошлые годы — это также поможет организации предсказать риск проверки. Снижение нагрузки по сравнению с предыдущими годами, может заинтересовать проверяющих, и они потребуют разъяснений, которые нетрудно будет представить. К примеру, можно указать, что компания выходит на новый рынок, устанавливая демпинговые цены, а это приводит к временному падению прибыли и налогов. Также вызывает вопрос, какие отклонения считаются существенными. Налоговое ведомство не определило допустимое отклонение.
  2. Если предприятие активно работает в нескольких сферах, крайне сложно выявить уровень налогов в одной из них.
  3. В описании критерия не сказано, учитывается ли в расчете тот факт, что организация может находиться на специальном режиме налогообложения, и, соответственно, ее налоговая нагрузка может быть объективно ниже среднестатистических данных организаций, находящихся на общем режим


Критерий второй:
отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

В этом пункте указывается, что внимание налоговиков обращено на тех налогоплательщиков, деятельность которых убыточна в течение двух и более календарных лет.

Критерий третий:
отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Согласно этому критерию инспекторы возьмут на заметку компании, у которых величина налоговых вычетов по НДС за последние 12 месяцев равна или превышает 89 процентов от начисленной суммы этого налога. Почему столько? Это близко к среднестатистическому показателю в среднем по России. Отметим, что ФНС регулярно публикует данные по безопасному вычету на региональных сайтах. Так во втором квартале в целом по России она составляет 89,9 процента, а по Челябинской области — 90,4 процента.

Обратите внимание!
Если в налоговом периоде компания будет возмещать НДС, то налоговые органы в обязательном порядке проведут камеральную проверку. Зачет НДС производится только после проведения камеральной проверки декларации, а также вынесения соответствующего решения (п.1 ст.176 НК РФ).


Критерий четвертый:
опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Компания рискует привлечь к себе внимание, если темп роста ее доходов и расходов в налоговом учете отстает от темпа роста доходов и расходов в бухгалтерском учете.

Критерий пятый:
выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

Налоговики настоятельно рекомендуют компаниям при определении официальной зарплаты своим работникам, учитывать средний уровень оплаты труда, сложившийся в данной отрасли в регионе. Как показывает практика, инспекторы исправно доводят этот уровень до сведения организаций, вызывая их руководство на зарплатные комиссии.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ налого вики рекомендуют получать из следующих источников:

  • на официальных сайтах территориальных органов Росстата и на официальных сайтах УФНС (ссылки на интернет-адреса можно найти на www.gks.ru; www.nalog.ru);
  • в территориальных органах Росстата, ИФНС, УФНС, направив туда соответствующий запрос.


Обратите внимание!
Если руководителя вашей компании вызовут в налоговую инспекцию, то в связи со сложившейся экономической ситуацией, в качестве аргумента можно привести переход на неполный рабочий день сотрудников (он должен быть виден из табелей), недолгий опыт работы компании.


Критерий шестой:
неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Выездная проверка грозит организациям, у которых за год два и более раза показатели, позволяющие применять «спецрежим», превышали 95 процентов от установленного законодательством предела. Этот пункт напрямую касается представителей малого бизнеса, которые:

  • платят единый сельскохозяйственный на-лог (предельные значения установлены ст. 346.3 НК РФ) В критерии предполагается, что при неоднократном уменьшении доли «собственной продукции» до значения менее 75 процентов налогоплательщик попадает в зону особого внимания налогового органа;
  • применяют УСН (показатели установлены статьями 346.12, 346.13, 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Например, фирма на «упрощенке» привлечет к себе внимание, если дважды за год средняя численность ее работников превысит 95 человек;
  • платят единый налог на вмененный доход (предельные значения установлены ст. 346.26 НК РФ). Подозрение вызовут компании, применяющие «вмененку», у которых количество автотранспорта, предназначенного для оказания услуг по перевозке, два раза в год приближалось к 19 единицам.


Критерий седьмой:
отражение индивидуаль ным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Налоговую проверку может вызвать ситуация, когда у индивидуальных предпринимателей-плательщиков НДФЛ доля профессиональных налоговых вычетов (ст.221 НК РФ), заявленных в налоговой декларации, будет превышать доходы более чем на 83 процента.

Критерий восьмой:
построение финансово- хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

В своих интервью налоговики приводят следующий пример. Поставка продукции между покупателем и продавцом, находящимися в одном городе и на одной улице, осуществляется через ряд посредников, находящихся в разных регионах страны, при этом, несмотря на территориальную удаленность этих посредников, все документы оформляются и подписываются одним днем.

Критерий девятый: отсутствие пояснений налогоплательщика в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответс- твия показателей его деятельности.
Ситуация, когда без объективных причин налогоплательщик не представляет пояснений относительно выявленных в ходе камеральной проверки ошибок в декларации (расчете) и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, может спровоцировать проведение выездной налоговой проверки.

Критерий десятый:
неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Тут налоговики уточняют, что имеется в виду не смена адресов вообще, а смена адреса во время проведения выездной налоговой проверки. Компания может поставить налоговиков в сложное положение, если в ходе проверки, грозящей доначислениями, подаст в инспекцию заявление о смене юридического адреса на новый, относящийся к другой инспекции. По закону инспекторы не могут отказать предприятию в перерегистрации и снятии с учета. Тем самым, налогоплательщик выиграет время на приведение документов в порядок. Двукратное использование компанией подобной уловки — прямой путь к тому, что организацию включат в список неблагонадежных.

Обратите внимание!
Риск стать претендентами на выездную проверку традиционно имеется и у компаний, которые указывают при регистрации в качестве адреса местонахождения фиктивные адреса или так называемые «адреса массовой регистрации».

Критерий одиннадцатый:
значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Имеется в виду отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 процентов и более. Иными словами, деятельность налогоплательщика должна приносить видимую прибыль, т. е. доходы должны быть выше расходов. Отраслевую рентабельность можно узнать в публикуемых Росстатом специальных сборниках или на сайте www.gks.ru. Средняя рентабельность продаж и активов для разных видов бизнеса за 2006, 2007 гг. и расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 г., по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.

Как рассчитать
Уровень рентабельности желательно рассчитывать раз в квартал. Рентабельность продукции = прибыль от продаж/себестоимость товаров (работ, услуг). Данные по прибыли берутся из строки 050 формы № 2. Что же касается себестоимости, то сумму из строки 020 надо увеличить на коммерческие и управленческие расходы (строки 030 и 040). Данные величины — часть затрат, и они вычитаются при расчете прибыли от продаж. Это видно из самого Отчета о прибылях и убытках. Рентабельность активов = надо разделить общую прибыль (строка 140 формы № 2)/итог баланса (строка 300).

Критерий двенадцатый:
ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данный критерий разработан с учетом сложившейся арбитражной практики. В нем налоговики выделяют признаки ведения финансовохозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Признак 1: отсутствие личных контактов между представителями поставщика и покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
Перед заключением договора должна существовать переписка, обмен звонками. Если речь идет о крупной сделке, стоит сохранить как можно больше бумаг, подтверждающих факт проведения предварительных переговоров.

Признак 2: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих их личности.
Если у лица, подписавшего документ, нет на то полномочий, значит документ недействителен.

Признак 3: отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадях.
В случае, если контрагента не нашли по юридическому адресу или у него отсутствуют ресурсы и площади для исполнения договора, то этого факта достаточно, чтобы объявить отношения с таким контрагентом несуществующими, а налоговую выгоду — необоснованной.

Признак 4: отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте.
Обычно такой вопрос возникает к неизвестному поставщику, у которого нет никакой рекламы

Признак 5:
отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ. Проверка этой информации до заключения договора — один из элементов проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

Дополнительные факторы, повышающие риск

Кроме основных признаков недобросовестных контрагентов, налоговики приводят дополнительные обстоятельства, наличие которых усугубляет налоговые риски компании — в глазах налоговиков сделки с такими факторами становятся еще более подозрительными.

Фактор 1:
сомнительный контрагент выступает в роли посредника. Меры налоговой безопасности при работе с посредниками помимо обычной проверки контрагента сводятся к обоснованию деловой цели таких договорных отношений.

Фактор 2: условия договора не соответствуют обычаям делового оборота.
Так например, налоговиков насторожат и расчеты через третьих лиц, векселями.

Фактор 3:
сомнительные возможности контрагента.
aНапример, когда нет очевидных свидетельств того, что у контрагента имеется нужное оборудование, персонал и другие ресурсы.

Фактор 4: приобретение через посредника тех товаров, которые обычно закупают у физлиц.

Фактор 5: отсутствие реальных действий по взысканию задолженности.
Особенно подозрительно выглядит рост задолженности покупателя при продолжающихся поставках.

Фактор 6: векселя и займы выданы на слишком вольготных условиях.

Фактор 7: существенная доля расходов по сделке с проблемными контрагентами.

Материал подготовила Марианна Воронова,
эксперт журнала «Практикум бухгалтера»


Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ:

 


По всем вопросам, связанным с обучением, просим обращаться к руководителю проектов бизнес-обучения Елене Алексеевне Родиной по тел.: (351) 729-85-29, e-mail: rea@ural-audit.ru  и менеджеру проектов Синица Екатерине по тел.: (351) 729-85-29, email: abonent@ural-audit.ru  

По вопросам рекламно-информационного сотрудничества, проведения совместных мероприятий обращайтесь в отдел рекламы по тел.: (351) 729-85-29, e-mail: pr@ural-audit.ru

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.