МСФО как конкурентное преимущество

23.08.2006

Morozov1.png

Что общего между мировым лидером в производстве медикаментов Bayer AG и российским производителем лейкопластыря «Верофарм», между шинным гигантом Nokian и отечественной шинной компанией «Амтел»? В это невозможно поверить, но иностранные инвесторы, работающие на российском фондовом рынке, готовы платить одинаковую премию за акции этих компаний. Премия является показателем успешности, известности, надежности, больших перспектив компании, и такое равенство в относительных ценах на акции мировых лидеров и молодых компаний из России сложно объяснить логически.

Что сделали эти молодые компании, чтобы встать на одну ступень с признанными лидерами рынка?

Практически единственное, что помогло этим российским компаниям добиться такого финансового успеха, это то, что недавно они прошли через первичное размещение своих акций на российской бирже РТС. Аналитики спорят над причинами такого парадоксального положения дел, но одной из причин является то, что существует дефицит открытых, понятных инвесторам компаний из России, а за теми немногими компаниями, которые появляются на бирже, инвесторы готовы буквально выстраиваться в очередь. Немаловажным фактором здесь, конечно, является и быстрорастущий фондовый рынок России.

Что нужно компании, чтобы стать инвестиционно привлекательной, как найти стратегического инвестора, оценить стоимость своего бизнеса, наконец, как обезопасить себя при покупке другого бизнеса? Решение этих вопросов является специализацией департамента Корпоративных финансов и МСФО челябинской компании «ВнешЭкономАудит».

В первой статье мы поговорим об одной из составляющих современной корпоративной политики – МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности – явление для российского бизнеса новое: использование МСФО стало обязательным требованием для банков всего два года назад. Предприятий, которые «добровольно» решились на внедрение МСФО, пока, прямо скажем, не много. Однако даже неполный перечень их названий внушает уважение, потому что это успешные, динамично развивающиеся компании, лидеры в своей отрасли, нередко заключившие выгодные контракты по привлечению иностранных инвесторов. И первым шагом на этом пути стал именно переход на международные стандарты финансовой отчетности. О перспективах МСФО в реалиях российского бизнеса и конкурентных преимуществах, которые уже сегодня дает их использование, рассказывает партнер компании «ВнешЭкономАудит», руководитель отдела корпоративных финансов и МСФО Дмитрий Морозов.

– Дмитрий Александрович, думаю, не ошибусь, если скажу, что понятие международных стандартов финансовой отчетности на слуху у многих. Вместе с тем редко кто в точности знает, что оно в действительности обозначает. Поэтому для начала позвольте задать дилетантский вопрос: что такое финансовая отчетность, чем она отличается от бухгалтерской, и зачем она нужна российским, в частности, челябинским компаниям?

– Начать хотелось бы с небольших пояснений. Чтобы избежать путаницы в понятиях, сразу определимся с терминами. Несмотря на то, что в российской практике бухгалтерская отчетность зачастую служит в качестве налоговой отчетности, мы полностью отделим эти понятия. Мы не будем здесь касаться налоговой отчетности. Речь пойдет именно о финансовой отчетности предприятия, то есть об отчетности, которая показывает реальную ситуацию на предприятии.

– Если не для налоговых органов, то для кого в таком случае составляется финансовая отчетность?

– Это три группы пользователей: инвесторы компании, то есть ее акционеры, ее кредиторы и, разумеется, руководство. Акционеров интересует доходность компании в сравнении с другими вариантами инвестирования, кредиторов интересует ликвидность и платежеспособность, топ-менеджмент планирует стратегию развития, принимает, опираясь на финансовые показатели, управленческие решения. Очевидно, что никакой стандарт финансовой отчетности не требуется, если все эти группы пользователей объединены в одном человеке. Однако давно известно, что качественный скачок компания может сделать только тогда, когда на каждом месте находятся профессионалы. Поэтому, если компания планирует выходить на новый уровень, завоевывать новые рынки, эффективно мотивировать ключевых руководителей, ей не обойтись без стандарта финансовой отчетности, понятного бизнес-сообществу.

– В мире принят только один вариант стандарта финансовой отчетности?

– Нет, всего в мире существует два общепризнанных стандарта финансовой отчетности – американский GAAP и европейский IFRS, которые ведут свою историю с 70-х годов прошлого столетия. Они достаточно близки, и сейчас проводится работа по их дальнейшему слиянию, которую планируется завершить к 2009 году. Россия готовится к внедрению европейского стандарта МСФО (International Financial Reporting Standards).

– А исконно российские стандарты финансовой отчетности существуют?

– Конечно, формально в России существует система положений о бухгалтерском учете (ПБУ), которые задумывались с благой целью введения стандарта финансовой отчетности. Количество отличий между ПБУ и МСФО, на первый взгляд, может показаться незначительным, но это впечатление обманчиво. По ряду принципиальных положений ПБУ не соответствуют общепринятым международным стандартам, следовательно, их использование не способно представить достоверную финансовую отчетность, понятную профессионалам. Например, ПБУ никак не регламентирует представление единой консолидированной финансовой отчетности группы компаний или холдинга, а ведь именно эта информация представляет интерес для инвестора, а не набор отдельных отчетов всех юридических лиц, входящих в холдинг.

Для первоначального знакомства с МСФО достаточно понимать несколько основных моментов. Во-первых, МСФО – это превосходство экономической сущности над юридической формой, во-вторых, отчетность по МСФО предназначена для ограниченного круга заинтересованных лиц, в число которых, в отличии от российской финансовой отчетности, не входят налоговые органы. Причина существующей сегодня ситуации с применением российского и международных стандартов финансовой отчетности, на мой взгляд, кроется именно в непростых отношениях относительно молодого российского бизнеса и налоговых органов. Бухгалтеры многих российских предприятий и фирм искренне полагают, что их главной задачей является составление бухгалтерской отчетности, которая позволила бы максимально снизить налогооблагаемую базу. В таких условиях на составление финансовой отчетности у них не остается ни сил, ни времени. 

– Дмитрий Александрович, пока, насколько мне известно, переход на МСФО обязателен только для банков. Будут ли когда-нибудь, на ваш взгляд, международные стандарты финансовой отчетности широко применяться российскими компаниями из других сфер бизнеса?

– С прошлого года компании, имеющие листинг на бирже, также обязаны перейти на международные стандарты финансовой отчетности. В том, что МСФО будут окончательно введены в России, нет никаких сомнений, вопрос только в сроках. Пока очевидно, что это произойдет не ранее 2008 года и процесс будет носить поэтапный характер. Но не смотря на то, что использование МСФО для всех остальных компаний является пока добровольным делом, хотелось бы заострить внимание на том, какие преимущества компании могут ожидать, начав внедрение МСФО уже сейчас.

– На какие конкретно преимущества может рассчитывать компания, составляя отчетность по международным стандартам финансовой отчетности?

– Во-первых, отчетность по МСФО позволяет достоверно оценить состояние дел на предприятии. Такая оценка позволяет решать сразу несколько стратегических задач: сравнение финансовых показателей с ведущими российскими и зарубежными предприятиями вашего сектора, оценка бизнеса для сделок покупки-продажи, мотивация управленцев и персонала.

Классическая ситуация: собственник и эффективный управленец, между которыми всегда существует конфликт интересов – управленец более заинтересован в собственной выгоде, чем в росте капитализации бизнеса. Отчетность по МСФО позволяет собственнику реально оценить вклад управленца и привязать значительный размер его компенсации к конечному результату.

И, наконец, самое главное: компании, применяющие МСФО, получают вполне осязаемые конкурентные преимущества. Это доступ к беззалоговому кредитованию на фондовом рынке со ставками 8-14 % через выпуск облигационного займа либо привлечение акционерного капитала через IPO (процедура первичного размещения акций компании на российской либо зарубежной фондовой бирже). Важно понимать, что эффект от введения МСФО материален – это повышение капитализации бизнеса.

– Можно ли пояснить это утверждение на конкретном примере?

– Рассмотрим условный пример. Компания с годовым оборотом 100 миллионов рублей и операционной прибылью 20 миллионов рублей выпускает облигационный займ, приводящий к снижению кредитной ставки с 17 % до 12 % в год. Стоимость компании – это стоимость будущих денежных потоков, поэтому снижение средневзвешенной стоимости капитала для компании дает единоразовое увеличение капитализации бизнеса минимум на 5-10 миллионов рублей. Из личной практики: одна челябинская компания была вынуждена перейти на МСФО, поскольку это было требованием нового иностранного инвестора. Но если бы компания совершила это раньше, еще до заключения сделки, капитализация бизнеса возросла и его можно было бы продать значительно дороже.

– Какие шаги следует предпринять для внедрения МСФО?

– Зачастую компании, которые могли бы добиться конкурентных преимуществ с помощью внедрения МСФО, откладывают его из-за двух причин: во-первых, незнания вышеописанных потенциальных преимуществ, во-вторых, отсутствия квалифицированных кадров. Оптимальным первым шагом для компаний, желающих готовить отчетность в соответствии с МСФО, будет является трансформация и консолидация российской бухгалтерской отчетности в отчетность по МСФО.

Параллельно с этим можно начать процесс обучения персонала. Все эти услуги являются профилем нашего департамента.

– В чем преимущество именно вашей компании?

– МСФО невозможно выучить по учебникам. Уникальность департамента корпоративных финансов и МСФО компании «ВнешЭкономАудит» состоит в том, что наши специалисты-практики не только сертифицированы АССА DipIFR в России, но и имеют зарубежный опыт работы и сертификаты, что позволяет нам применять международный опыт при составлении финансовой отчетности, понятной мировому бизнес-сообществу. Благодаря этому мы предлагаем прозрачный и эффективный процесс трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

На первом этапе мы производим анализ финансовой отчетности зарубежных компаний вашего сектора, чтобы выбрать оптимальный формат отчетов и учетной политики. Наличие в нашем распоряжении такой базы данных дает нам уверенность в том, что в процессе трансформации будут учтены все отраслевые особенности вашей компании.

После выбора учетной политики и формата трансформация российской отчетности компании в отчетность по МСФО является делом техники.

Наша компания также предлагает подбор специалистов для предприятий, которые планируют в дальнейшем заниматься самостоятельной подготовкой отчетности по МСФО. Так как найти подготовленного специалиста достаточно сложно, мы оказываем консультационные услуги по подготовке специалистов. Первый курс обучения, который стартует осенью, займет три месяца и завершится сдачей экзамена на диплом ACCA. Наши слушатели после окончания обучения также вправе рассчитывать на консультации и сопровождение на первоначальном этапе работы. Такой индивидуальный подход с акцентом на практику отличает наш курс от аналогичных предложений.



Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ:

 

 

10-17 апреля 2018 года, Челябинск и города области

 

Консультационный семинар и вебинар: 

Налог на прибыль: сложные вопросы и типичные ошибки при отражении доходов и расходов

 

  

  

 


 

 

c 27 февраля 2018 года, Челябинск 

 

Обучение по программе ДипИФР (рус) – Диплом ACCA по Международной Финансовой Отчетности

 

 

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.