Абонентное консультационное обслуживание

Скидки к цене товара: тонкости исчисления НДС

24.03.2010

Даже в условиях кризиса предоставление покупателям различного рода скидок является действенным способом подержания сбыта и даже увеличения объема продаж. Сложность налогообложения скидок заключается в их многообразии, а также в том, что само понятие
«скидка» не закреплено ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Рассмотрим порядок начисления НДС при предоставлении скидок у продавца, а также порядок принятия покупателем НДС к вычету при получении скидок.

При всем своем кажущемся многообразии все скидки и премии можно поделить на пять основных способов их предоставления:

  • в момент реализации товаров (работ, услуг);
  • на последующие закупки товаров (работ, услуг);
  • на ранее состоявшиеся закупки товаров (работ, услуг);
  • в виде уменьшения долга покупателя (без изменения первоначальной цены);
  • в виде бонуса.


Рассмотрим порядок начисления продавцом НДС при предоставлении скидок, а также по- рядок принятия НДС к вычету покупателем при их получении.


Скидка предоставляется в момент реализации товаров (работ, услуг)

Если условия предоставления скидки выполняются сразу в момент реализации, без отсрочки (покупатель приобретает товар в необходимом количестве или на сумму, при которой полагается скидка), то продавец отражает реализацию товаров по уже уменьшенной цене. Таким образом, скидки, представляемые в момент реализации, отдельно не отражаются.

В учете покупателя скидка, предоставленная в момент продажи, отдельно также не отражается.


Скидка предоставляется на последующие закупки товаров (работ, услуг)
Речь идет о таких скидках, когда, например, при достижении покупателем определенного объема закупок товаров, на все последующие партии или их определенную часть он получает скидки. Предельную величину закупок стороны закрепляют в договоре или дополнительном соглашении к нему. Это, пожалуй, самый простой вариант предоставления скидки, и проблем по вычету НДС в данном случае не возникает.

Поставки товаров сверх предельной величины отражаются в документах и в учете также
уже с учетом скидки. Причем «старые» поставки не пересчитываются. В отгрузочных документах, счетах-фактурах продавец указывает суммы с учетом скидки.

Для целей НДС выручка также определяется с учетом скидки. Покупатель сможет возместить суммы НДС по последующим закупкам также уже с учетом скидки на основании документов, полученных от продавца.


Скидка предоставляется на ранее состоявшиеся закупки товаров (работ, услуг)


Договор может предусматривать, что при достижении определенного объема закупок за ме- сяц покупатель получает скидку на все приобретенные в течение этого месяца (квартала, года) партии товаров.

На практике данный вариант предоставления скидок при всей его кажущейся правильности способен принести бухгалтеру множество проблем. Одна из них заключается в том, что при предоставлении подобного рода скидок продавцу придется внести в первичные отгрузочные документы (накладные, счета-фактуры) исправления, фиксирующие размер скидки.

Продавец товаров должен:

  • внести исправления в выставленный при отгрузке товаров счет-фактуру;
  • составить дополнительный лист книги продаж за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, и сделать в нем записи об аннулировании ранее выставленного счета-фактуры и об регистрации исправленного;
  • представить в ИФНС корректирующую налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, уменьшив в декларации сумму налога к уплате.


Покупатель товаров при получении исправленного счета-фактуры должен:

  • если НДС по первоначально выставленному счету-фактуре еще не принят к вычету — предъявить НДС к вычету по исправленному счету-фактуре при выполнении всех необходимых для вычета условий;
  • если НДС по первоначально выставленному счету-фактуре уже принят к вычету:
  • составить дополнительный лист книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него изменений, и сделать в нем записи об аннулировании ранее полученного счета-фактуры и о регистрации исправленного;
  • представить в ИФНС корректирующую налоговую декларацию по НДС за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него изменений, уменьшив в декларации сумму налогового вычета.


Такие разъяснения содержатся в письме Минфина РФ от 26.07.07 № 03-07-15/112. Согласитесь, предоставлять ретро-скидку подобным образом очень накладно — появляются лишние трудозатраты на переоформление документов, да и налоговые последствия по НДС совсем не радуют.


Скидка предоставляется в виде уменьшения долга покупателя (без изменения первоначальной цены)


Данный вариант предоставления скидки на ранее состоявшиеся покупки более привлекателен.

Заключается он в следующем.
Стороны предусматривают в договоре цену реализации товаров (работ, услуг). Далее стороны договариваются о том, что продавец выплачивает покупателю премию (бонус) вследствие выполнения последним определенных условий договора - своевременной оплаты, приобретение определенного количества товара и т.д.

Если покупатель еще не оплатил товар, то предоставление такой премии производится путем прощения продавцом части долга покупателя.

Решение продавца о предоставлении такой скидки чаще всего оформляется уведомлением (так называемой кредитнотой), справкой или отчетом. Если премия, выплачиваемая покупателю таким образом, не обязывает покупателя выполнять какие-либо действия по рекламе и продвижению товаров поставщика, то сумма такой премии не облагается НДС (письме Минфина РФ от 16.11.06 № 03-04-11/219).

В бухгалтерском учете продавца прощение долга является убытком, который отражается в составе внереализационных расходов. Такой убыток не содержит в себе сумму НДС: Д91 К62 – отражена в учете скидка покупателю.

В бухгалтерском учете покупателя сумму прощенной кредиторской задолженности отражают в составе внереализационного дохода:
Д60 К91 – отражена сумма скидки.

Если изменения цены товара в результате предоставления продавцом скидки не проис- ходит, ранее принятая к вычету сумму НДС не корректируется (письмо УФНС по г.Москве от 03.04.07 № 19-11/030227).


Скидка предоставляется в виде бонуса


При бонусных скидках покупатель, приобретая определенное количество товаров, полу- чает еще один аналогичный экземпляр — бесплатно. Такого рода бонусы обычно предоставляются в рамках маркетинговых акций.

При предоставлении бонуса покупатель получает часть товара бесплатно. Налоговые органы вполне могут расценить такую продажу как безвозмездную реализацию. И такое решение может иметь ряд негативных последствий
для торговой организации.

У продавца безвозмездная передача товара (работ, услуг) для целей исчисления НДС приравнивается к реализации. Поэтому стоимость безвозмездно переданного покупателю товара включается в налоговую базу по НДС в том периоде, когда состоялась безвозмездная передача. Покупатель же сумму НДС по безвозмездно полученному товару к вычету принять не сможет.

Рекомендации продавцам по обоснованию размера скидки

Если скидка не превышает 20 % стоимости товара, возражений со стороны инспекторов не возник- нет. Даже если нет отдельных документов, обосновывающих размер скидки.
А вот если скидка превышает 20% от обычной цены товара, то налоговики, скорее всего, обратят на нее внимание. Дело в том, что при отклонении цены с учетом скидки более чем на 20 % от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам, у налоговых органов имеется возможность про- верить правильность применения рыночных цен (ст.40 НК РФ). Если налоговики докажут, что органи- зация или ИП слишком занизили цену, то им будут доначислены налоги исходя из цен, указанных про- веряющими. Но у налогоплательщиков имеется защита от таких ревизий, и содержится она в той же ст.40 НК РФ. Так, если коммерсант снизил цену, основываясь на своей маркетинговой политике, претен- зий налоговиков будут необоснованными, независимо от суммы снижения. Наличие этого документа нередко становится решающим в налоговых спорах, поэтому оформить его стоит. Форма маркетинго- вой политики и содержание законами не установлены. В ней должна содержаться информация о том, когда, на какие товары, в каких размерах могут предоставляться скидки. При составлении маркетин- говой политики желательно употреблять термины, которые используются в п.3 ст.40 НКРФ.




Светлана Куликова,
эксперт журнала «Практикум бухгалтера»


Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЕ:

 


По всем вопросам, связанным с обучением, просим обращаться к руководителю проектов бизнес-обучения Елене Алексеевне Родиной по тел.: (351) 729-85-29, e-mail: rea@ural-audit.ru  и менеджеру проектов Синица Екатерине по тел.: (351) 729-85-29, email: abonent@ural-audit.ru  

По вопросам рекламно-информационного сотрудничества, проведения совместных мероприятий обращайтесь в отдел рекламы по тел.: (351) 729-85-29, e-mail: pr@ural-audit.ru

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.