Скидки к цене товара: тонкости исчисления НДС

24.03.2010

Даже в условиях кризиса предоставление покупателям различного рода скидок является действенным способом подержания сбыта и даже увеличения объема продаж. Сложность налогообложения скидок заключается в их многообразии, а также в том, что само понятие
«скидка» не закреплено ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве. Рассмотрим порядок начисления НДС при предоставлении скидок у продавца, а также порядок принятия покупателем НДС к вычету при получении скидок.

При всем своем кажущемся многообразии все скидки и премии можно поделить на пять основных способов их предоставления:

  • в момент реализации товаров (работ, услуг);
  • на последующие закупки товаров (работ, услуг);
  • на ранее состоявшиеся закупки товаров (работ, услуг);
  • в виде уменьшения долга покупателя (без изменения первоначальной цены);
  • в виде бонуса.


Рассмотрим порядок начисления продавцом НДС при предоставлении скидок, а также по- рядок принятия НДС к вычету покупателем при их получении.


Скидка предоставляется в момент реализации товаров (работ, услуг)

Если условия предоставления скидки выполняются сразу в момент реализации, без отсрочки (покупатель приобретает товар в необходимом количестве или на сумму, при которой полагается скидка), то продавец отражает реализацию товаров по уже уменьшенной цене. Таким образом, скидки, представляемые в момент реализации, отдельно не отражаются.

В учете покупателя скидка, предоставленная в момент продажи, отдельно также не отражается.


Скидка предоставляется на последующие закупки товаров (работ, услуг)
Речь идет о таких скидках, когда, например, при достижении покупателем определенного объема закупок товаров, на все последующие партии или их определенную часть он получает скидки. Предельную величину закупок стороны закрепляют в договоре или дополнительном соглашении к нему. Это, пожалуй, самый простой вариант предоставления скидки, и проблем по вычету НДС в данном случае не возникает.

Поставки товаров сверх предельной величины отражаются в документах и в учете также
уже с учетом скидки. Причем «старые» поставки не пересчитываются. В отгрузочных документах, счетах-фактурах продавец указывает суммы с учетом скидки.

Для целей НДС выручка также определяется с учетом скидки. Покупатель сможет возместить суммы НДС по последующим закупкам также уже с учетом скидки на основании документов, полученных от продавца.


Скидка предоставляется на ранее состоявшиеся закупки товаров (работ, услуг)


Договор может предусматривать, что при достижении определенного объема закупок за ме- сяц покупатель получает скидку на все приобретенные в течение этого месяца (квартала, года) партии товаров.

На практике данный вариант предоставления скидок при всей его кажущейся правильности способен принести бухгалтеру множество проблем. Одна из них заключается в том, что при предоставлении подобного рода скидок продавцу придется внести в первичные отгрузочные документы (накладные, счета-фактуры) исправления, фиксирующие размер скидки.

Продавец товаров должен:

  • внести исправления в выставленный при отгрузке товаров счет-фактуру;
  • составить дополнительный лист книги продаж за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, и сделать в нем записи об аннулировании ранее выставленного счета-фактуры и об регистрации исправленного;
  • представить в ИФНС корректирующую налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, уменьшив в декларации сумму налога к уплате.


Покупатель товаров при получении исправленного счета-фактуры должен:

  • если НДС по первоначально выставленному счету-фактуре еще не принят к вычету — предъявить НДС к вычету по исправленному счету-фактуре при выполнении всех необходимых для вычета условий;
  • если НДС по первоначально выставленному счету-фактуре уже принят к вычету:
  • составить дополнительный лист книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него изменений, и сделать в нем записи об аннулировании ранее полученного счета-фактуры и о регистрации исправленного;
  • представить в ИФНС корректирующую налоговую декларацию по НДС за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него изменений, уменьшив в декларации сумму налогового вычета.


Такие разъяснения содержатся в письме Минфина РФ от 26.07.07 № 03-07-15/112. Согласитесь, предоставлять ретро-скидку подобным образом очень накладно — появляются лишние трудозатраты на переоформление документов, да и налоговые последствия по НДС совсем не радуют.


Скидка предоставляется в виде уменьшения долга покупателя (без изменения первоначальной цены)


Данный вариант предоставления скидки на ранее состоявшиеся покупки более привлекателен.

Заключается он в следующем.
Стороны предусматривают в договоре цену реализации товаров (работ, услуг). Далее стороны договариваются о том, что продавец выплачивает покупателю премию (бонус) вследствие выполнения последним определенных условий договора - своевременной оплаты, приобретение определенного количества товара и т.д.

Если покупатель еще не оплатил товар, то предоставление такой премии производится путем прощения продавцом части долга покупателя.

Решение продавца о предоставлении такой скидки чаще всего оформляется уведомлением (так называемой кредитнотой), справкой или отчетом. Если премия, выплачиваемая покупателю таким образом, не обязывает покупателя выполнять какие-либо действия по рекламе и продвижению товаров поставщика, то сумма такой премии не облагается НДС (письме Минфина РФ от 16.11.06 № 03-04-11/219).

В бухгалтерском учете продавца прощение долга является убытком, который отражается в составе внереализационных расходов. Такой убыток не содержит в себе сумму НДС: Д91 К62 – отражена в учете скидка покупателю.

В бухгалтерском учете покупателя сумму прощенной кредиторской задолженности отражают в составе внереализационного дохода:
Д60 К91 – отражена сумма скидки.

Если изменения цены товара в результате предоставления продавцом скидки не проис- ходит, ранее принятая к вычету сумму НДС не корректируется (письмо УФНС по г.Москве от 03.04.07 № 19-11/030227).


Скидка предоставляется в виде бонуса


При бонусных скидках покупатель, приобретая определенное количество товаров, полу- чает еще один аналогичный экземпляр — бесплатно. Такого рода бонусы обычно предоставляются в рамках маркетинговых акций.

При предоставлении бонуса покупатель получает часть товара бесплатно. Налоговые органы вполне могут расценить такую продажу как безвозмездную реализацию. И такое решение может иметь ряд негативных последствий
для торговой организации.

У продавца безвозмездная передача товара (работ, услуг) для целей исчисления НДС приравнивается к реализации. Поэтому стоимость безвозмездно переданного покупателю товара включается в налоговую базу по НДС в том периоде, когда состоялась безвозмездная передача. Покупатель же сумму НДС по безвозмездно полученному товару к вычету принять не сможет.

Рекомендации продавцам по обоснованию размера скидки

Если скидка не превышает 20 % стоимости товара, возражений со стороны инспекторов не возник- нет. Даже если нет отдельных документов, обосновывающих размер скидки.
А вот если скидка превышает 20% от обычной цены товара, то налоговики, скорее всего, обратят на нее внимание. Дело в том, что при отклонении цены с учетом скидки более чем на 20 % от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам, у налоговых органов имеется возможность про- верить правильность применения рыночных цен (ст.40 НК РФ). Если налоговики докажут, что органи- зация или ИП слишком занизили цену, то им будут доначислены налоги исходя из цен, указанных про- веряющими. Но у налогоплательщиков имеется защита от таких ревизий, и содержится она в той же ст.40 НК РФ. Так, если коммерсант снизил цену, основываясь на своей маркетинговой политике, претен- зий налоговиков будут необоснованными, независимо от суммы снижения. Наличие этого документа нередко становится решающим в налоговых спорах, поэтому оформить его стоит. Форма маркетинго- вой политики и содержание законами не установлены. В ней должна содержаться информация о том, когда, на какие товары, в каких размерах могут предоставляться скидки. При составлении маркетин- говой политики желательно употреблять термины, которые используются в п.3 ст.40 НКРФ.




Светлана Куликова,
эксперт журнала «Практикум бухгалтера»


Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

КОНТАКТЫ

454091, г. Челябинск, ул.Красная 63, офис 3


Тел/факс: +7 (351) 729-85-29 (многоканальный), 

+7 (351) 264-01-75

 

info@ural-audit.ru

 

Схема проезда:

Перейти к большой карте

 

 

VER316

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.