Судебной практикой сформулирован подход, согласно которому выявление необоснованной налоговой выгоды не предполагает определения налоговой обязанности налогоплательщика в более высоком размере. Это, по сути, означало бы применение санкции. В таком случае налоговые органы не освобождаются от обязанности принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, как если бы он не злоупотреблял правом.
В обзоре ФНС обратила внимание на следующие судебные споры:
- если в цепочку поставки включены компании-однодневки, и в распоряжении инспекции есть доказательства, позволяющие установить лицо, которое действовало в рамках легального хозяйственного оборота, то необоснованной налоговой выгодой покупателя признается та часть расходов, которая приходится на наценку, добавленную этими компаниями-однодневками (п. 2 письма, Определение ВС от 15.12.2021 по делу № А40-131167/2020);
- если после проверки компания подала уточненную налоговую декларацию за уже проверенный период и тем самым раскрыла реального контрагента, инспекции не должны формально подходить к этой информации, доводы компании нужно оценить (п. 3 письма, Определении ВС от 12.04.2022 по делу № А10-133/2020).
Документ: письмо ФНС России от 10.10.2022 № БВ-4-7/13450@
26.10.2022