2 ноября 2018 г. Правительство РФ утвердило проект Протокола об обмене информацией в электронном виде для осуществления налогового администрирования (далее – Протокол), регулирующий обмен информацией в автоматическом порядке между странами Содружества Независимых Государств (далее – СНГ). Планируется, что страны СНГ смогут приступить к автообмену начиная с 2019 года.
Указанный Протокол регламентирует порядок сбора и сроки передачи информации о доходах физических и юридических лиц, являющихся налоговыми резидентами стран СНГ. В соответствии с Приложением 1 к упомянутому Протоколу, в состав информации, подлежащей автообмену, должна быть включена информация по следующим категориям доходов юридических лиц:
- дивиденды;
- доходы по долговым обязательствам;
- роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности;
- доходы от сдачи в аренду имущества;
- доходы от отчуждения ценных бумаг, кроме акций;
- доходы от отчуждения акций, долей, паев;
- доходы от отчуждения движимого и недвижимого имущества;
- иные доходы.
Отметим, что информация о перечисленных категориях доходов передается в автоматическом порядке только в том случае, если соответствующий доход резидента одного из государств СНГ подлежит обложению налогом у источника выплаты в таком государстве. Как видно из п. 9 данного перечня доходов юридических лиц, он не является закрытым и в определенных ситуациях автообмен на основании Протокола может затрагивать и иные доходы, облагаемые налогом у источника выплаты в одном из государств СНГ.
Протоколом отдельно выделены доходы, получаемые резидентом одного государства СНГ от деятельности своего постоянного представительства в другом государстве СНГ. Передача сведений о таких доходах юридических лиц в автоматическом порядке осуществляется независимо от их режима налогообложения.
Применительно к автообмену по физическим лицам-резидентам государств СНГ, на основании Приложения 2 к Протоколу в состав передаваемых сведений должна быть включена информация о следующих категориях доходов:
- доходы от работы по найму;
- вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
- дивиденды;
- роялти, в том числе доходы от использования и (или) предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности;
- доходы от операций с ценными бумагами (от отчуждения ценных бумаг);
- доходы от отчуждения долей в уставном фонде (капитале) юридического лица;
- доходы от отчуждения недвижимого имущества;
- иные доходы.
Весь объем передаваемых компетентными органами государств СНГ сведений для автообмена по физическим и юридическим лицам можно условно подразделить на 3 группы: идентификационная информация, информация о доходах и информация об имуществе.
Юридические лица.
I. Идентификационная информация:
а) организационно-правовая форма*;
б) полное наименование;
в) идентификационный код (номер) налогоплательщика;
г) юридический адрес;
д) размер уставного фонда (капитала) юридического лица, выплачивающего дивиденды, а также размер вклада получателя дивидендов в уставный фонд (капитал) такого юридического лица;
дополнительно, в случае владения имуществом:
е) сумма налоговой базы по налогу на имущество, с которой уплачен налог на имущество за отчетный период*;
ж) сумма начисленного и (или) уплаченного налога на имущество, зарегистрированное (находящееся) в одном государстве – участнике обмена и принадлежащее юридическому лицу другого государства – участника обмена*.
б) полное наименование;
в) идентификационный код (номер) налогоплательщика;
г) юридический адрес;
д) размер уставного фонда (капитала) юридического лица, выплачивающего дивиденды, а также размер вклада получателя дивидендов в уставный фонд (капитал) такого юридического лица;
дополнительно, в случае владения имуществом:
е) сумма налоговой базы по налогу на имущество, с которой уплачен налог на имущество за отчетный период*;
ж) сумма начисленного и (или) уплаченного налога на имущество, зарегистрированное (находящееся) в одном государстве – участнике обмена и принадлежащее юридическому лицу другого государства – участника обмена*.
II. Сведения о доходах:
а) вид дохода;
б) сумма начисленного и выплаченного дохода;
в) дата начисления и выплаты дохода;
г) примененная в отношении такого дохода ставка налога;
д) сумма удержанного и уплаченного в бюджет налога, а также дата его удержания и уплаты в бюджет.
ЛИБО, если доходы были получены от постоянного представительства:
а) сумма дохода или выручки;
б) сумма налогооблагаемого дохода (прибыли);
в) примененная ставка налога на доход (прибыль);
г) сумма налога на доход (прибыль);
д) сумма чистого дохода*;
е) сумма налога на чистый доход по ставке согласно законодательству государства – участника обмена*;
ж) ставка налога на чистый доход согласно законодательству государства –участника обмена*;
з) сумма налога на чистый доход по ставке, предусмотренной международным договором об избежании двойного налогообложения, заключенным между государствами – участниками обмена*;
и) ставка налога на чистый доход согласно международному договору об избежании двойного налогообложения, заключенному между государствами –участниками обмена*.
б) сумма начисленного и выплаченного дохода;
в) дата начисления и выплаты дохода;
г) примененная в отношении такого дохода ставка налога;
д) сумма удержанного и уплаченного в бюджет налога, а также дата его удержания и уплаты в бюджет.
ЛИБО, если доходы были получены от постоянного представительства:
а) сумма дохода или выручки;
б) сумма налогооблагаемого дохода (прибыли);
в) примененная ставка налога на доход (прибыль);
г) сумма налога на доход (прибыль);
д) сумма чистого дохода*;
е) сумма налога на чистый доход по ставке согласно законодательству государства – участника обмена*;
ж) ставка налога на чистый доход согласно законодательству государства –участника обмена*;
з) сумма налога на чистый доход по ставке, предусмотренной международным договором об избежании двойного налогообложения, заключенным между государствами – участниками обмена*;
и) ставка налога на чистый доход согласно международному договору об избежании двойного налогообложения, заключенному между государствами –участниками обмена*.
Физические лица
I. Идентификационная информация:
а) фамилия, имя и отчество;
б) дата рождения*;
в) идентификационный код (номер) налогоплательщика, присвоенный ему в государстве – участнике обмена, гражданином и (или) налоговым резидентом которого является физическое лицо*;
г) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, серия (при наличии), номер и дата выдачи);
д) адрес места жительства (места пребывания) в государстве – участнике обмена, гражданином и (или) налоговым резидентом которого является физическое лицо;
дополнительно, в случае владения имуществом:
е) признак запроса на получение сведений о месте жительства (месте пребывания) гражданина другого государства – участника обмена.
б) дата рождения*;
в) идентификационный код (номер) налогоплательщика, присвоенный ему в государстве – участнике обмена, гражданином и (или) налоговым резидентом которого является физическое лицо*;
г) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, серия (при наличии), номер и дата выдачи);
д) адрес места жительства (места пребывания) в государстве – участнике обмена, гражданином и (или) налоговым резидентом которого является физическое лицо;
дополнительно, в случае владения имуществом:
е) признак запроса на получение сведений о месте жительства (месте пребывания) гражданина другого государства – участника обмена.
II. Сведения о доходах:
а) вид дохода;
б) сумма начисленного и выплаченного дохода;
в) сумма удержанного и уплаченного в бюджет налога*.
б) сумма начисленного и выплаченного дохода;
в) сумма удержанного и уплаченного в бюджет налога*.
III. Сведения об имуществе (юридические и физические лица):
а) вид имущества (транспортное средство, недвижимое имущество)*;
б) марка (модель) транспортного средства*;
в) год выпуска транспортного средства*;
г) дата постановки на учет (регистрации) собственником (владельцем) транспортного средства;
д) дата снятия с учета (прекращения регистрации) собственником (владельцем) транспортного средства;
е) адрес места нахождения недвижимого имущества;
ж) дата регистрации (возникновения) права собственности (владения) на недвижимое имущество;
з) дата прекращения регистрации права собственности (владения) на недвижимое имущество.
б) марка (модель) транспортного средства*;
в) год выпуска транспортного средства*;
г) дата постановки на учет (регистрации) собственником (владельцем) транспортного средства;
д) дата снятия с учета (прекращения регистрации) собственником (владельцем) транспортного средства;
е) адрес места нахождения недвижимого имущества;
ж) дата регистрации (возникновения) права собственности (владения) на недвижимое имущество;
з) дата прекращения регистрации права собственности (владения) на недвижимое имущество.
*Отмеченная информация предоставляется для автообмена при условии ее наличия в информационных ресурсах.
Важно, что в отличие от автообмена по стандарту CRS, в СНГ механизм передачи информации не затрагивает банки и иные финансовые учреждения, а осуществляется компетентными органами государств СНГ в отношении уже имеющейся у них информации. Таким образом, величина доходов и сумма остатков по счетам физических и юридических лиц, как и сам факт их наличия или отсутствия, не будет влиять на вероятность осуществления автообмена по каждому конкретному лицу.
Так, исходя из смысла Протокола, даже если компания, являющаяся налоговым резидентом одного государства СНГ (например, Казахстана) и владеющая недвижимостью в другом государстве СНГ (например, в России), в принципе не имеет банковского счета, не ведет деятельности и не получает никаких доходов, подпадет под автообмен. Идентифицирующая информация о компании и информация о ее собственной недвижимости будет передана в компетентные органы Казахстана.
Информация, полученная в рамках автообмена, будет являться конфиденциальной, и может быть использована исключительно для целей налогового администрирования. Использование ее для иных целей допускается только с согласия предоставившего информацию компетентного органа.
Формат передачи данных будет утвержден Исполнительным комитетом СНГ и размещен на его официальном сайте. Срок предоставления информации – 1 августа года, следующего за отчетным периодом по автообмену. В соответствии со статьей 5 Протокола первым отчетным периодом признается календарный год, в котором Протокол вступает в силу. Учитывая особенности процедуры изначального вступления в силу данного документа (необходима ратификация Протокола как минимум тремя подписавшими его государствами СНГ), вероятнее всего оно состоится в 2019 году.
После изначального вступления в силу Протокола, оставшиеся государства СНГ будут присоединяться к нему по мере его ратификации и/или проведения иных процедур, необходимых в соответствии с внутренним законодательством таких государств. По информации, размещенной на официальном сайте Исполкома СНГ, Протокол был подписан 7 из 11 государств СНГ: Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Вероятно, что оставшиеся государства (Беларусь, Молдова, Туркменистан и Украина) присоединятся к Протоколу позднее.
19.09.2019