Налоговая реформа 2025

Аудитор с комплексом отличника

30.04.2007

 logotype.gif
Автор: Елена Домброва. dombrova@dkchel.apress.ru
№ 15 (64) от 30 апреля 2007
Светлана Киселёва вместе с партнерами создала компанию с чистого листа, но уже через пять лет «ВнешЭкономАудит» составил конкуренцию столичным игрокам. Новые направления деятельности растут как на дрожжах (у «ВЭА» есть даже собственный журнал). Добиться успеха Светлане помог «комплекс отличника» – стремление досконально изучить свое дело. 

Наличие двух экономических специальностей Светлана объясняет просто: еще в школе, когда она задумалась об образовании, выбор между консерваторией и экономическим факультетом пал в сторону более «рыночной» специальности. В постперестроечные годы специальность экономического планирования стала не­актуальна, по­этому параллельно Светлана начала изучать финансы и кредит.

– У меня было хорошее время для вхождения в профессию. Закон о бухгалтерском учете появился только в 1991 г., тогда же начала выстраиваться налоговая система. Опыта работы ни у кого не было, его никто и не требовал. Мой первый директор (это была финансово-брокерская фирма «Алиса») пришел в университет и просто за руку поймал: «Вы знаете бух­учет? Будете главным бухгалтером?» А мы шли как раз с лекции о бухгалтерском учете, и я ответила «да». Я подумала: раз другие могут, значит и я смогу.

 

Практика в реальной компании дополнила теоретическое экономическое образование. К 1994 г. Светлана не только училась на круглые пятерки сразу на двух специальностях, но и вела бухгалтерию шести предприятий, да еще и начала консультировать. В качестве главного бухгалтера она проработала до 1996 г.

– В определенный момент я пришла к генеральному директору и предложила – давайте займемся и другими видами деятельности, например, строительством? Дело в том, что профессию главного бухгалтера на тот момент я изучила досконально, и мне требовалось дальнейшее развитие. Поэтому, когда осознала, что директор не готов «бежать за главным бухгалтером», я начала искать компанию, которая будет удовлетворять моим амбициям.

Удержаться на плаву

Со своей новой профессией Светлана познакомилась в гостях у одногруппницы, Татьяны Севастьяновой, начав ходить на консультации к ее маме, Алевтине Севастьяновой, директору и учредителю компании «Аудит-Классик», и понемногу присматриваться к профессии аудитора.

– Мне безумно понравилось то, что она делала. Аудитор – вроде бы то же самое, что и бухгалтер, требуется знание тех же законов, но каждая проверка – это новый объект, новая жизнь. В аудите во­плотилось все то, о чем я мечтала. Это и необходимость постоянного профессионального роста, и возможность передавать знания людям – сотрудникам, клиентам, и, наконец, это авторитет мнения аудитора, от решения которого зависит очень много.

 

В мае 1996 г. Светлана перешла в «Аудит-Классик» и начала работать помощником аудитора. А уже через год она самостоятельно проводила проверки крупных предприятий.


Когда вы решили создать собственный бизнес?

– Опять повторилась ситуация с разговором с собственником и предложениями по развитию компании. У меня все шло как по западным учебникам – пять лет прошло, надо что-то менять в жизни, двигаться дальше. Я знала, что могу больше. И тогда же осознала две вещи: первое – если работать в России, то нужно работать на себя, а второе – человек должен состояться к 33 годам. А меня просто эксплуатировали за оклад, и я понимала, что в рамках чужой компании никак не улучшу свое положение. Я нашла единомышленников, и мы покинули «Аудит-Классик».


Как отреагировали на ваш уход собст­венники?

– Они понимали, что мы создаем конкурирующую компанию, поэтому расставались мы тяжело. Я даже по себе сужу – когда сотрудник уходит к конкурентам, мне это как ножом по сердцу. Тогда мы решили, что не будем переманивать клиентов и создадим компанию с чистого листа. Первый год был самый сложный из-за ограниченного бюджета и отсутствия заказчиков. Мы не пользовались ничьей помощью, никакими кредитами. Минимальный капитал позволил снять комнату в Челябгипромезе, там были три стола, три компьютера и мы – такие красивые и умные. (Смеется.)


Почему вы решили привлечь партнеров, а не открывать компанию самостоятельно?

– Поскольку уже тогда мы решили создать многофункциональную компанию, то сразу разграничили зоны ответ­ственности с учетом накопленного к тому времени опыта: Татьяна Лобко взяла на себя бухгалтерский и налоговый консалтинг, Татьяна Апалькова – юридическое направление, а мне остался аудит и общее управление компанией. Я уверена, что руководитель аудиторской фирмы должен и сам быть квалифицированным аудитором. Если еще четыре года назад такое почти не встречалось, то сейчас внесены изменения в закон об аудиторской деятельности, и топ-менеджеры пошли в институты за экономическим образованием.


Первых клиентов как нашли?

– В первый год было не больше десятка клиентов. Самым неожиданным для нас оказался факт, что не так-то просто завоевать доверие компаний. Мы были уверены – нужно дать ре­кламу, и клиенты твои, но это ерунда. Предприятия не хотели работать с нами даже бесплатно.

Поскольку бюджет был небольшим, мы крутились, как могли: открыли горячую телефонную линию, стали проводить семинары. Помню, что первый семинар я проводила в кафе: под звуки музыки рассказывала клиентам про изменения в законодательстве

В самом начале было стремление всем понравиться. Сейчас я понимаю, что это невозможно, да и не нужно. А тогда мы практиковали индивидуальный подход, года два у нас не было даже директора по аудиту, я выполняла все обязанности сама, контролировала каждый документ. Мне важно было выполнить заказ так, чтобы никто не мог сказать, что Киселёва что-то сделала некачественно.


Как вы набирали персонал?

– Поначалу мы просто устраивали конкурс среди выпускников вузов, предлагали им возможность карьерного роста. Тогда в студентах с минимальным опытом работы мы старались распознать будущих специалистов-аудиторов. С самого начала я выстроила систему оценки работников. Сама составляла тесты по бухучету, налогообложению, праву. Раз в месяц проводила тестирование. Во­влекла их в это, как я называю, соцсоревнование, даже вознаграждения ввела: кто лучше всех пройдет «экзамен» – получает премию. Параллельно объясняла на примерах: ошибка, допущенная в тесте, – это ошибка при проверке клиента.


Американская мечта

Развитию компании в значительной степени помогло активное участие Светланы в разнообразных конкурсах. В 2003 г. она победила во всероссийском конкурсе «Лучший аудитор». Однако самым ощутимым толчком для роста компании стала победа в тендере Министерства имущест­венных отношений РФ.

– Я деятельный человек, поэтому мне всегда нужны соревнования. Но это был просто неописуемый случай, когда маленькая компания в десять человек из какого-то там Челябинска выигрывает крупнейший федеральный конкурс и получает огромный заказ на проверку 60 предприятий России. Для нашей компании это был значительный рывок. Когда мы получили признание в Москве, я почувствовала, что мы идем в правильном направлении.

 

В 2003 г., после победы в конкурсе на лучшего аудитора России, по приглашению Госдепартамента США Светлана приняла участие в бесплатной стажировке. Знакомство с американской системой аудита помогло ей в организации процессов внутри челябинской компании.

– Тогда я поняла, что нам есть к чему стремиться хотя бы потому, что американскому аудиту 100 лет, а нашему – десять. Пришло понимание того, что нужны внутрифирменные стандарты, рабочие документы, контроль качества, система мотивации. Если ты видишь, что сотрудник приносит тебе деньги, то нужно делать его партнером. Необязательно вводить его собственником в компанию, но на уровне распределения прибыли надо делиться с ним.


Я знаю, что вы одними из первых в Челябинске ввели отдел контроля качества аудита. Для чего вам это было нужно?

– Главная задача отдела контроля качест­ва – не допустить внутренних ошибок. Да, у нас бывали ошибки, но я не вижу в этом ничего страшного, потому что уверена – все поправимо, главное – не скрывать их. Даже если ты выявил ошибку через два месяца, нужно срочно звонить и говорить, что ты был не прав. Потому что некачественно выполненная работа аудитора – это штрафы у клиентов, неверные решения управленцев, собственников, а значит – увольнения людей.

Для аудитора главное – репутация. А в России престиж нашей профессии подорван, он не такой, как в Америке. Было много случаев, когда контролирующие органы пытались получить информацию о моем клиенте, но я не предоставила ее. В свою очередь, несмотря на то что с клиентами у нас доверительные отношения, мы всегда принципиальны. Если они просят нас подготовить аудиторское заключение без проверки, мы никогда не идем на это.

Вы увольняли сотрудников?

– Да, приходилось. Не очень хороший в этическом плане человек, даже если он профессионал, не будет работать у нас.

Например, у нас была проверка в другом городе, и одного из аудиторов там пышно кормили и торжественно провожали на поезд. Я же считаю, что основной принцип аудитора – независимость. А если ты берешь подачки от клиента, то какая это независимость? Если не хватает профессионализма, то можно указать на слабые места и поправить, подтянуть их. А как можно изменить этические нормы? Наша компания не школа – их нужно было менять давным-давно.


Вам часто приходится работать за пределами Челябинска?

– В нашей компании сложилась нетипичная ситуация – в других городах у нас нет ни представителей, ни филиалов, однако много клиентов и в Москве, и в Петербурге. Мы просто выезжаем и проводим там аудит. В Санкт-Петербурге все, конечно, очень удивляются, особенно бухгалтеры – у нас что, мало местных?

Но я вообще хочу сломать границы, потому что уверена: в будущем у нас их не будет, клиентам не важно, где мы находимся. Мне нравится Билл Гейтс, который не обосновался ни в Нью-Йорке, ни в Вашингтоне, и тем не менее, у него одна из крупнейших компаний в мире.

 
«Ко всему необходимо подходить профессионально»

Большинство аудиторских компаний концентрируются на двух-трех видах дея­тельности. Чаще всего это аудит, бухучет и консалтинг. Светлана Киселёва регулярно открывает новые направления, а недавно начала издавать собственный журнал.

– В работу трех основных департаментов я уже не вмешиваюсь – там действуют отработанные технологии, я сейчас занимаюсь развитием новых услуг.

Например, международные стандарты финансовой отчетности – сфера, пока мало знакомая российскому рынку; бухгалтерский аутсорсинг, ведение бухгалтерского учета, бизнес-обучение. В течение пяти лет мы проводили семинары, но обучение было второстепенной услугой на фоне бухгалтерского консалтинга, а сейчас решили вывести ее на новый уровень.


Ваше решение о развитии нового направления зависит от человека, который будет им заниматься?

– Все направления я выстраиваю под людей. Например, кадровый консалтинг мы организовали, когда познакомились с замечательным специалистом. В нашей компании сложилась своя корпоративная культура, и, когда человек приходит, сразу понятно – «наш» он или «не наш». Требования простые – честность, профессионализм, стремление к развитию. Ксения Тысевич прошла свой этап доверия, поэтому я уже не вмешиваюсь, я могу только высказать идеи, что-то подкорректировать.

С другой стороны, любая новая услуга – это реакция на потребность рынка. Тот же кадровый консалтинг возник, когда несколько клиентов обратились к нам с просьбой: найдите нам бухгалтера. Сначала мы искали бесплатно, в рамках благотворительности, но потом поняли, что вредим и себе, и клиенту, потому что ко всему необходимо подходить профессионально.


В конце прошлого года вы начали издавать собственный журнал. Расскажите, как появилась эта идея?

– Идея журнала родилась очень давно. К каждому семинару, который мы проводили, мы готовили информационно-методический материал. К тому же мы много консультируем, пишем обзоры. Мы стали рассылать тексты в ведущие журналы. А когда московское издательство «Финансовая Россия» объявило конкурс в Челябинске на издание официального приложения к их журналу «Главбух», мы этот конкурс выиграли. С марта 2004 г. по март 2006 г. выпускали журнал, но не имели право его издавать самостоятельно, и мне это не нравилось. Идея собственного журнала вызрела в конце 2006 г. Мы создали макет, придумали название и начали его издавать – уже вышел второй номер.


Вы упомянули, что для вас значима граница в пять лет, «Внешэконом­аудиту» уже шестой год, вы собираетесь менять свою жизнь?

– Да, граница есть до сих пор, но сейчас в компании все мои амбиции воплощаются в жизнь, желания становятся возможными, поэтому мне пока нравится то, чем я занимаюсь.



Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

КОНТАКТЫ

454091, г. Челябинск, ул.Красная 63, офис 3


Тел/факс: +7 (351) 729-85-29 (многоканальный), 

+7 (351) 264-01-75

 

info@ural-audit.ru

 

Схема проезда:

Перейти к большой карте

 

 

VER316

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.