Журнал «Бухгалтерия: просто, понятно, практично» №7, апрель 2012 |
Автор: Галина Петрова, ведущий юрисконсульт Департамента бухгалтерского, налогового и правового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»
В компанию пришла встречная проверка. Инспекторы выставили требование представить документы и информацию по сделке с фирмой, которую они проверяют в другом городе. Выясним, в чем разница между документами и информацией. И какие санкции возможны за неисполнение требования налоговиков.
Практически на всех выездных проверках налоговые органы попутно проверяют контрагентов. В первую очередь, их интересуют сомнительные фирмы, а также контрагенты, с которыми проверяемая компания совершала разовые сделки. Так, при сомнении в оприходовании выручки, применении налоговых схем почти всегда назначается встречная проверка контрагента.
Задача ревизоров – убедиться в реальности совершаемых операций и сделок, а также проверить подлинность представленных налогоплательщиком документов. Помимо прочего, налоговый орган отслеживает добросовестность налогоплательщика и факт регистрации его партнеров по бизнесу в ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
Просто к сведению
только при истребовании документов и информации. Если же налоговикам нужны показания свидетеля, то его попросту вызывают на допрос (письмо Минфина России от 13.05.2011 № 03-02-08/55).
Как это происходит
Во время встречной проверки налоговики в первую очередь направляют компании требование о предоставлении документов (информации). Истребование инспекция проводит не сама, а через налоговый орган по месту регистрации контрагента. Туда направляется письменное поручение. Затем территориальная инспекция в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения направляет контрагенту требование о представлении документов (информации) с обязательным приложением копии поручения.
Требование нужно исполнить за пять рабочих дней. Либо сообщить, что документами (информацией) компания не располагает (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Исполнение требования заключается в заверении копий документов (подписью руководителя и печатью компании) и передаче их в территориальную инспекцию в пятидневный срок. Отправить документы можно заказным письмом или сдать прямо в инспекцию.
В первом случае нужно обязательно сохранить квитанцию почтового отделения, а во втором – расписку в получении сведений налоговиками. Это поможет избежать ненужных споров о своевременности исполнения требования.
Что запросят налоговики
Порядок получения налоговиками сведений о контрагенте регулируется ст. 93.1 НК РФ. В законодательстве перечень документов (информации) не определен. По сути, это значит, что он не ограничен. Однако должно соблюдаться правило – запрашиваемые документы (информация) должны касаться:
• предмета проверки;
• деятельности проверяемого налогоплательщика;
• конкретной сделки.
Важно знать, что документы инспекторы могут затребовать только в рамках налоговой проверки. Если же проверка не ведется, а у налоговиков попросту возникла необходимость получить сведения по конкретной сделке, они вправе затребовать только информацию (ст. 93.1 НК РФ).
Поддерживают такую позицию и судьи. Так, в одном из дел арбитры указали, что в требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля и в связи с чем запрашиваются сведения по сделкам между предприятием и проверяемой компанией – налогоплательщиком. Нет в требовании и указаний на конкретную сделку, по которой запрашиваются документы (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2010 № А27-4698/2010).
Практично, воспользуйтесь
Если времени на сбор нужных налоговикам сведений недостаточно, то можно направить в ИФНС ходатайство о продлении срока исполнения требования. В нем нужно обосновать невозможность своевременного представления сведений и указать даты, когда требование будет исполнено.
Бывает, что налоговики в рамках проверки требуют документы, которые, по мнению компании, не связаны с деятельностью контрагента. В таком случае можно направить в ИФНС аргументированный отказ исполнить требование (полностью или частично). Например, указать, что запрашиваемые документы (в рамках проверки) или информация (вне проверки) не связаны с проверяемым налогоплательщиком и не касаются его деятельности.
Какие именно документы относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика, решается в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009, определение ВАС РФ от 03.02.2010 № ВАС-681/10).
Документы или информация
Документы. На практике под документами обычно понимаются договоры, контракты, акты выполненных работ, иные акты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные. А также другие документы, которые оформлены в связи с деловыми отношениями проверяемого налогоплательщика и контрагента.
Информация. В качестве информации налоговики могут потребовать имеющиеся у контрагента или третьего лица данные о проверяемом налогоплательщике, сведения о каких-либо деталях взаимодействия с ним.
СЛОВО ПРАКТИКУ
ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИЯ» ФОРМОЙ НЕ ОГРАНИЧЕНО
Николай Злыгостев, налоговый консультант
Понятие «информация» не раскрыто в законодательстве о налогах и сборах. Поэтому в том, что касается налоговых правоотношений, его следует применять в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства.
Так, под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
При проведении налогового контроля по сделкам между взаимозависимыми лицами ФНС России использует, в частности, таможенную статистику, сведения о ценах, данные информационно-ценовых агентств (ст. 105.6 НК РФ). Таким образом, понятие «информация» – емкое и не ограничено формой. Однако при применении ст. 93.1 НК РФ в рамках налогового контроля может запрашиваться только та информация, которая касается деятельности проверяемого лица.
Ответственность компании за отказ
Перед тем как отказаться выполнить требование налоговиков, загляните в ст. 129.1 НК РФ. В ней предусмотрена ответственность:
• за отказ контрагента представить запрашиваемые в рамках налоговой проверки сведения (документы или информацию);
• за представление сведений с нарушением пятидневного срока.
Нужно отметить, что если сведения у контрагента имеются и сделки с проверяемой компанией им совершались, то в первый раз отказника могут оштрафовать на 5 тыс. руб., повторно – на 20 тыс. руб. А вот если отношений не было, контрагенту ничего не грозит.
Однако если документы отсутствуют по той причине, что учет велся ненадлежащим образом, могут применяться санкции по ст. 120 НК РФ. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения может стать предметом отдельного интереса налоговиков. И вылиться в назначение выездной проверки. Напомним, что штраф по ст. 120 НК РФ составляет:
• 10 тыс. руб. – когда нарушение допущено в одном налоговом периоде;
• 30 тыс. руб. – если нарушение охватывает более одного налогового периода;
• от 40 тыс. руб. – при занижении налоговой базы.
Понятно, что…
…если ревизоры докажут, что документы необходимы им для проверки обоснованности получения фирмой налоговой выгоды, их придется предоставить.
Практика контроля и позиция судов
Если контрагент отказывается представить документы или поставщик к моменту проверки переставал существовать, инспекторы, скорее всего, признают получение компанией необоснованной налоговой выгоды. А еще снимут расходы из базы по налогу на прибыль и вычеты по НДС. По крайней мере, такой вывод следует из большей части судебных споров этой категории.
Однако отсутствие подтверждения от контрагента или отсутствие самого контрагента по адресу регистрации еще ни о чем не говорит. Нарушение контрагентом налоговых обязанностей само по себе не доказывает, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду.
В первую очередь, суд оценит реальность совершенных компанией финансово-хозяйственных операций с контрагентом, а также понесенные затраты.
Позиция арбитров такова: действующим налоговым законодательством обязанность налогоплательщика по исчислению и уплате налогов не поставлена в зависимость от встречных проверок его контрагентов (постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2011 № А55-16655/2010).
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ИНФОРМАЦИЯ КАК ДОКУМЕНТ И ДЕЙСТВИЯ
Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп»
В практике налогового контроля не сформировалось устойчивое представление о требованиях к информации, которая должна быть представлена в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. Налоговое законодательство не устанавливает особенностей такой информации и ее представления, поэтому нужно руководствоваться общими подходами.
Информация может быть как самостоятельно созданной, так и полученной извне. Под документом же принято понимать зафиксированную на бумаге или ином материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию. Можно сказать, что документ – это один из видов информации. То есть понятие информации шире, чем понятие документа.
Под представлением информации закон понимает не только передачу информации какому-либо лицу, но и действия, направленные на ее получение кем-либо. Поскольку закон не устанавливает специальных требований, по усмотрению налогоплательщика информация может быть передана как в виде справки (в свободной форме) за подписью лица, уполномоченного представлять компанию в налоговых отношениях (например, руководителя), так и путем устных пояснений. Сообщение налоговому органу, что налогоплательщик готов представить устные пояснения, также должно считаться представлением информации. Для фиксации исполнения этой обязанности такое сообщение следует направить налоговому органу письмом с отметкой о вручении или доставке.