№1 (71), февраль 2015 | |||||||||
Лобко Татьяна Александровна, |
|||
Экономия средств
Итак, первое, что сделает большинство руководите-лей бизнеса – это начнетснижать издержки. Как правило, направлений оптимизации издержек
два:
1) сокращение издержек на персонал (либо за счет сокращения собственно персонала, либо за счет уменьшения вознаграждений);
Этот метод является, безусловно, наиболее простым и достаточно эффективным. Однако нужно не забывать важные правила, чтобы благие намерения не привели к обратному результату.
Правило №1
По возможности необходимо сохранить (а для этого, скорее всего, придется сохранить и уровень заработной платы) самых ценных сотрудников. Во-первых, на обучение новых сотрудников уйдет время (у кого-то месяцы, у кого-то годы). и в результате выручка упадет еще больше. Во-вторых,
ваши «дорогие» специалисты уйдут к конкурентам, что приведет к росту выручки у них.
Правило №2
Снижать зарплату стоит только тем сотрудникам, которым выплачивается оклад. если специалист получает доход, зависящий от выручки (например, менеджер по продажам), зарплата в связи со снижением выручки снизится сама.
Правило №3
Мотивы всех непопулярных мер должны быть объяснены сотрудникам. Нужно донести до них, что для того, чтобы компания выжила в данный момент нужно приложить максимум усилий.
2) Снижение издержек за счет оптимизации бизнес процессов.
Это правильный и эффективный метод экономии не только во время кризиса. но до его внедрения необходимо разработать стратегию снижения затрат:
- изучить факторы, влияющие на затраты;
- проверить соответствие технологических процессов нормам, которые закладывались еще в период проектирования предприятия;
- рассчитать оптимальную нагрузку производственных цехов;
- выяснить причины перерывов в работе;
- контролировать наличие сбоев при отгрузке или приемке товаров;
- выявить затаривание склада и т.п.;
- выявить наличие и объемы непроизводительных потерь (боя, порчи и т.д.).
По результатам проведенного в компании анализа, в первую очередь, необходимо урезать те расходы, которые можно безопасно уменьшать без каких-либо значительных потерь в долгосрочном и в краткосрочном плане:
- устранение потерь на производстве: экономия топлива, электроэнергии, сырья, материалов, снижение боя и порчи;
- отказ от «случайных» выплат премий, надбавок;
- сокращение общехозяйственных расходов. Это может быть «уплотнение» служб, подразделений, персонала в занимаемых помещениях, отказ от излишних площадей и сдача их в аренду, субаренду и так далее. Или снижение расходов на служебный автотран-спорт, в частности за счет его сокращения;
- скрытые или неявные затраты – это, например, издержки неполученной или упущенной выгоды. Эти затраты не отражаются ни в каких отчетах, поэтому с ними никто и не борется. В то же время, если зайти на любое крупное промышленное предприятие, то мы, скорее всего, увидим, что далеко не каждый метр площади и не каждый станок используется эффективно. А ведь все ненужное на данный момент можно сдать в аренду…не полностью загруженных людей лучше направить на какие-то другие участки работы. и в этом случае не только не потерять деньги, но еще и заработать;
- офисные расходы – стоит обратить внимание на экономное использование электричества, воды, тепла и так далее.
Правило №4
Ко всем возможностям оптимизации затрат нужно подходить крайне взвешенно. Например, смена арендуемого помещения может принесет немалую выгоду в плане экономии денежных средств (если вы арендуете склад или производственное помещение). Но может и обернуться потерянными клиентами, если вы решили поменять офис. Плюс к этому потребуется вложить дополнительные средства в его ремонт и рекламу.
Работа с заказчиками
Вариант, не требующий выдумки и дополнительных затрат – это снижение стоимости товаров и услуг. не забывайте, что в этом случае выручка может увеличиться, а прибыль – нет.
Правило №5
Снизить цены просто, но поднять их даже до прежней высоты может оказаться очень сложной задачей.
Правило №6
Нужно ориентироваться на уровень цен на рынке,запас прочности конкурентов и, конечно, своей компании.еще один вариант стабилизации выручки – новые маркетинговые ходы для покупателей. например, если кафе раньше обслуживало сотрудников и посетителей офисного здания, один из вариантов – предложить бизнес-ланчи с доставкой.
Еще одна возможность – искать в бизнесе новые ниши. Выживет в кризис в первую очередь тот, кто находит какие-то нестандартные решения. например, в период экономии люди стараются экономить на покупках. Поэтому возрастет спрос на ремонт, обработку и пр.
Основное требование к бизнесу для выживания в сложной финансово-экономической обстановке – гибкость, возможность оперативно перестраиваться, переходить на новые технологии и системы. Выживут те, кто проявит наибольшую гибкость и волю к выживанию. Далеко не все бизнесмены представляют себе, как грамотно и квалифицированно провести контроль над расходами в своей компании. Выбор тех или иных методов оптимизации расходов должен проводиться взвешенно, и только после тщательного анализа деятельности компании.
Такой анализ сложно провести своими силами, поэтому стоит обратиться к экспертам, имеющим опыт в этой области. Для тех, кто хочет быть уверенным в завтрашнем дне и четко понимать, куда и на такие нужды тратятся средства, ГК «ВнешЭко-номАудит» предлагает комплексную сервисную услугу «Аудит затрат». Мы уверены в том, что значительный практический опыт, а также высокая квалификация наших специалистов могут выступить надежным и профессиональным партнером в решении поставленных задач.
Если вы еще не являетесь клиентом «ВнешЭкономАудит», то спешите стать им! Наш опыт заслуживает вашего доверия.