Статья в первые опубликована в № 12, декабрь 2011 журнала
|
Автор: Денис Покшан, эксперт журнала «Бухгалтерия: просто, понятно, практично»
КОМПАНИЯ ПОМЕНЯЛА ЛОГОТИП И ГОТОВИТCЯ К РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ ПОД НОВЫМ БРЕНДОМ. ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДСТВО РЕШИЛО РАЗДАТЬ ПАРТНЕРАМ ПО БИЗНЕСУ СУВЕНИРЫ С НОВЫМ ЛОГОТИПОМ, ПРИОБРЕСТИ ФИРМЕННУЮ ОДЕЖДУ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ. ВЫЯСНИМ, КАК УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА НОВЫЙ ИМИДЖ ПРИ РАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ.
Ручками, блокнотами и календарями с красочным логотипом компании сегодня никого не удивить. Учесть затраты на эту атрибутику в налоговом учете, на первый взгляд, просто. Если компания проводит рекламную акцию и всячески привлекает внимание к своему названию, то затраты она вправе списать в рекламные расходы (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Естественно, в пределах нормы – не более 1 процента выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Однако налоговиков «волнует» не только нормирование расходов. Контролеры очень любят изучать, по какой статье компания провела те или иные расходы. Если где-то неточность, например, списали не по той статье, то расходы попросту «снимают».
Приведем конкретные ситуации, в которых из-за сувениров и других фирменных «штучек» возникают споры с налоговиками. И подскажем, на что обратить внимание, чтобы выйти «сухим из воды».
Просто к сведению
Реклама – это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).
У КОМПАНИИ ПОЯВИЛСЯ ЛОГОТИП
Ситуация
Компания оплатила дизайнерскому агентству услуги по разработке логотипа. При расчете налога на прибыль затраты на разработку отнесла к рекламным расходам (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Налоговики во время проверки с такой позицией не согласились. Обосновали претензии тем, что в НК РФ нет прямой нормы, позволяющей учитывать затраты на разработку логотипа в рекламных расходах.
Решение
Действительно, налоговое законодательство не содержит положений, прямо указывающих на то, что затраты на логотип можно отнести к рекламным расходам. Но это еще не значит, что компания допустила нарушение. На это указывает обширная арбитражная практика в пользу налогоплательщиков.
Судьи отмечают, что логотип – это оригинальное начертание полного или сокращенного наименования компании, которое применяется для привлечения внимания к фирме, ее товарам и услугам (постановление ФАС Московского округа от 22.06.2009 № КА-А40/5426-09).
Поэтому логотип сам по себе уже является рекламой, несущей в себе информацию для неопределенного круга лиц. Значит, затраты на его разработку можно учесть в составе расходов на рекламу по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 15.02.2010 № КА-А40/190-10).
СУВЕНИРЫ ДЛЯ ПАРТНЕРОВ
Ситуация
Компания проводит переговоры с важнейшими поставщиками. Всем участникам вручили сувениры с логотипом компании. При расчете налога на прибыль стоимость сувениров учтена в представительских расходах (п. 2 ст. 264 НК РФ). Однако налоговики усмотрели здесь нарушение. В акте проверки контролеры написали: «в п. 2 ст. 264 НК РФ расходы на приобретение сувениров не поименованы».
Решение
Компания все сделала правильно. Учитывая разъяснения тех же налоговиков, стоимость сувениров отражается именно в составе представительских расходов. Главное, чтобы на сувенирах был логотип компании (письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2).
Тем не менее не исключено, что во время проверки ревизоры из ИФНС будут руководствоваться письмами чиновников Минфина. Финансисты действительно запрещают учитывать стоимость сувениров в представительских расходах (письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136). Однако позиция Минфина не нашла поддержки у судей. По мнению арбитров, стоимость сувениров с логотипом – это представительские расходы (постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 № КА-А40/17593-10).
Поэтому у компании есть хороший шанс снять претензии налоговиков в суде. Затраты на сувениры потребуется документально подтвердить (ст. 252 НК РФ).
Поэтому если компания намерена отстаивать свои интересы в суде, то имеет смысл представить арбитрам счета на оплату, накладные и приказы о выдаче подарков партнерам.
Понятно, что…
…сувениры с логотипом могут вручаться партнерам не только на деловых переговорах, но и к определенному празднику. Например, к Новому году или к 8 Марта. В этом случае стоимость сувениров все равно можно списать в представительские расходы (постановление ФАС Московского округа от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10).
СУВЕНИРЫ ДЛЯ ПОСТОЯННЫХ КЛИЕНТОВ
Ситуация
В ходе рекламной акции компания вручала своим постоянным покупателям (держателям именных дисконтных карт) подарки: календари, брелоки и кофейные чашки. На подарках не было никакой информации о компании, а попросту был изображен ее красочный логотип.
При расчете налога на прибыль стоимость подарков бухгалтер учел в рекламных расходах (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но налоговики с этим не согласились. По их мнению, сувениры выдавались конкретным лицам – держателям дисконтных карт. Значит, о рекламных расходах не может быть и речи.
Решение
Претензии со стороны контролеров вполне предсказуемы. Чтобы затраты подпадали под рекламные, подарки должны быть адресованы неопределенному кругу лиц. А в рассматриваемой ситуации сувениры вручались держателям дисконтных карт. То есть лицам, которые заранее известны. Поэтому затраты не считаются «рекламными» (письмо Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/113).
Однако такую позицию можно оспорить в суде. Арбитры считают, что распространение сувениров с логотипом в качестве подарков все-таки является рекламой. Ведь заранее невозможно определить всех лиц, которые эти подарки получат. Значит, затраты можно включить в расходы по подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ (определение ВАС РФ от 28.09.2009 № ВАС-12305/09).
Просто учтите
Иногда в актах проверок налоговики отмечают, что один лишь «логотип на чашке» не может способствовать продвижению товаров компании на рынке. И «снимают» расходы. Однако свою правоту компания без труда может отстоять в суде.
ЛОГОТИП НА КОНВЕРТАХ
Ситуация
Компания заказала бумажные конверты со своим логотипом. И стала рассылать все письма в этих конвертах. Затраты на конверты фирма отнесла к рекламным расходам. Но налоговики усмотрели в этом нарушение. По их мнению, письма всегда отправляются конкретному адресату, поэтому рассылка, пусть даже в фирменных конвертах, рекламой не считается.
Решение
Действительно, по мнению чиновников финансового ведомства, конверты с логотипом рекламой не являются (письмо Минфина России от 29.11.2006 № 03-03-04/1/801).
Судьи придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что раз конверты не содержат на себе указания о конкретном адресате, то заранее невозможно определить, кому эти конверты будут направлены. Значит, фирменные конверты можно признать рекламной продукцией и затраты на их изготовление учесть в рекламных расходах. Более того, в рекламных расходах можно учесть и затраты на рассылку конвертов (постановление ФАС Московского округа от 28.09.2010 № КА-А40/10953-10).
ЛОГОТИП НА ОДЕЖДЕ
Ситуация
Компания выдала своим работникам одежду с фирменным логотипом. Такая обязанность фирмы предусмотрена в коллективном договоре с сотрудниками. При налогообложении прибыли затраты на одежду бухгалтер учел в расходах на оплату труда (п. 5 ст. 255 НК РФ).
Инспекторы из ИФНС возразили: одежда не остается в личном пользовании работника, поэтому ее стоимость не учитывается в расходах на оплату труда.
Решение
Налоговики, к сожалению, правы. Затраты на одежду не являются расходами на оплату труда. Объясняется это тем, что одежда не переходит в собственность работников. Причем тот факт, что выдача одежды закреплена в коллективном договоре, все равно не позволяет компании учесть расходы по п. 5 ст. 255 НК РФ. В данном случае затраты на форменную одежду учитываются в качестве расходов на приобретение другого имущества, не являющегося амортизируемым (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/2/109).
Просто имейте в виду
Если одежда выдается только на период проведения рекламной акции, то затраты на ее приобретение можно списать в рекламные расходы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 № А43-1729/2004-32-152).
ЛОГОТИП НА ВИЗИТКЕ
Ситуация
Компания заказала для своих сотрудников визитки с логотипом. При этом затраты учла в прочих расходах, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во время проверки налоговики изучили должностные инструкции работников и расходы «сняли». Объяснили это тем, что из текста инструкций не ясно, для чего сотрудникам нужны визитки.
Решение
Налоговики не против учета затрат на визитки в составе прочих расходов. Но только при условии, что визитные карточки выдаются работникам для выполнения служебных обязанностей в интересах компании. Поэтому в должностных инструкциях должно быть написано, что работники обязаны поддерживать контакты с другими организациями (письмо УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 № 20-12/102557).
Кроме того, проверяющие не возражают, если компания спишет затраты на визитки в рекламные расходы. Однако добавляют, что для этого визитка должна содержать информацию об объекте рекламирования. К таким выводам налоговики пришли в письме УФНС России по г. Москве от 26.10.2007 № 20-12/102557.
Если же ревизоры «сняли» расходы из-за того, что в должностных инструкциях сотрудников нет ни слова о контактах с другими организациями, можно попробовать обратиться в суд. Есть судебные решения, когда арбитры вставали на сторону компаний, отмечая, что содержание должностных инструкций для списания соответствующих расходов не имеет значения. Главное, чтобы визитные карточки были изготовлены именно для сотрудников компании (постановление ФАС Московского округа от 13.10.2006 № КА-А40/8892-06).
ЛОГОТИП НА АВТОМОБИЛЕ
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Яна Безденежных, старший консультант Департамента бухгалтерского, налогового и правового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит» |
Сегодня никого не удивить автомобилем с логотипом или раскрашенным в фирменные цвета компании. На первый взгляд, это транспортное средство, помимо своей основной функции средства передвижения, выполняет и роль носителя рекламной информации. Ведь логотип, размещенный на автомобиле, отвечает признакам рекламы, поименованным в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Тем не менее размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой по основаниям п. 4 ст. 20 Закона № 38-ФЗ.
По мнению Минфина России, затраты на размещение логотипа на транспортных средствах признаются рекламными расходами и должны учитываться в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (письмо от 30.12.05 № 03-03-04/2/148).
А вот арбитражная практика развивается по другому пути: логотип – это коммерческое обозначение организации, элемент ее фирменного стиля. Цель его размещения – показать принадлежность транспортного средства определенному предприятию, обособить от имущества других лиц. Сам по себе логотип без сопутствующих рекламных изображений, призывов, слоганов, привлекающих внимание к продукции, рекламой не является (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.11 по делу № А56-42800/2010).