Налоговый адвокат для бизнеса

31.07.2023

 

Страшный сон для бизнесмена ― это получить уведомление о проведении налоговой проверки. И хорошо, если это только сон. Потому что в жизни без помощи грамотных и опытных в налоговых спорах юристов ты почти всегда проиграешь, да еще по-крупному. Уж слишком много там нюансов.

Юристы группы компаний «ВнешЭкономАудит» специализируются на ведении сложных судебных процессов по защите прав налогоплательщиков, а также досудебном урегулировании налоговых споров. Где тонко и где рвется и как спасти предприятие от больших финансовых потерь ― в интервью генерального директора, управляющего партнера ГК «ВнешЭкономАудит» Светланы Киселёвой и партнера ГК «ВнешЭкономАудит» Татьяны Апальковой.

 

― С какими категориями налоговых споров вы встречаетесь в практике чаще всего?

Татьяна Апалькова: Чаще всего налоговые споры возникают по поводу необоснованных налоговых выгод (ст. 54.1 НК РФ). Налоговая выгода необоснованна, если способ экономии на налогах незаконный или операция, в результате которой достигнута выгода, не оправдана с экономической точки зрения. Другими словами, необоснованная выгода появляется, когда организация совершает сделку или ведет деятельность с целью занижения налога к уплате или возврата сумм из бюджета, или формально подготовленными документами подтверждает фактически не осуществляемые операции. Например, существует такой термин, как «бумажный» НДС, когда на бумаге сделка есть, а по факту ее не было. Налоговая выявляет такие схемы и применяет доначисления, пени и штрафные санкции, порой весьма существенные.

Светлана Киселёва: Для предприятия время здесь играет большую роль: чем раньше оно обратится за юридической помощью, тем больше шансов на успешное разрешение спора. Обычно все начинается с момента, когда налоговая просит предоставить определенные документы и начинает предъявлять требования. По активности обращений налогового органа к организации можно определить, собирается она провести проверку или нет, это так называемый предпроверочный анализ. И если предприятие реагирует на эти требования неправильно или несвоевременно, ему, как правило, не избежать налоговой проверки.

Сопровождение налоговых споров – одна из наших ключевых услуг и задач. Но мы начинаем работать с предприятиями не после того, как проверка завершена, а до того, как возникла высокая вероятность прихода на предприятие налоговых служб. Наши налоговые юристы изучают суть запроса, консультируют, как правильно отвечать на эти требования, в каком ключе вести диалог, какие документы предоставлять, чтобы минимизировать риск налоговой проверки. Потому что проверку легче предотвратить, чем потом защищать свои интересы.

 

― Что может привлечь внимание налоговых органов и побудить к проведению проверки?

Светлана Киселёва: У налоговиков есть система экспертных критериев для оценки деятельности налогоплательщиков. Среди ключевых – налоговая нагрузка, доля вычетов по НДС, среднемесячная зарплата на одного работника, рентабельность продаж и т. п. Они сравнивают показатели компании с отраслевыми значениями и по тому, насколько показатели организации соответствуют или отличаются от отраслевых значений, выявляют предприятия, которые находятся в зоне риска и которые подлежат включению в план проверок.

 

– Если у предприятия все чисто, может, и не стоит опасаться налоговой проверки?

Татьяна Апалькова: На 100 % от проверок не застрахован никто. Представьте, что вы провели сделку, приобрели товары, оплатили деньги контрагенту, но компания, работающая с вашим контрагентом, оказалась номинальным поставщиком. Мало того что она оформлена на «номинала», так еще и выставила вашему контр­агенту «бумажный» НДС, о котором мы говорили выше. С одной стороны, вы не виноваты и провели сделку чисто. Но попробуйте это доказать. Налоговая будет проверять все: транспортную компанию, которая везла товар, вплоть до опроса водителя, место нахождения склада, журналы пропуска на объект, данные ГИБДД, Регпалаты, Гостехнадзора и даже систему «Платон», которая контролирует движение по дорогам федерального значения, – у них доступ к очень многим базам данных. Вам как предприятию придется собирать массу документов, подтверждающих вашу правоту и честность, вплоть до переписки и видеофиксации движения товара на складе. Довольно серьезная работа…

Но до налоговой проверки можно и не доводить. Налоговые органы в этом тоже не заинтересованы, потому что проверка – это долго, трудозатратно, а какой будет эффект – неизвестно. Поэтому они, видя наличие номинального поставщика, приглашают на беседу и рекомендуют сдавать уточненную декларацию, убрав из нее расходы по налогу на прибыль и вычет по НДС. И налогоплательщикам надо думать: или согласиться и потерять, например, двести тысяч и больше не работать с этим контрагентом, или доказывать, что сделка реальная и это был не «бумажный» НДС. Но в этом случае риск, что эти документы все-таки не будут приняты, остается высоким. Риски нужно оценивать, проводить анализ документов и в конечном счете выбирать юридически грамотную стратегию поведения и работы.

 

– С какими еще видами налоговых споров сталкиваются бизнесмены?

Татьяна Апалькова: Дробление бизнеса, та же статья 54.1 Налогового кодекса. С одной стороны, деление бизнеса на отдельные компании – это вполне нормальная и законная процедура, позволяющая снизить для предприятия налоговую нагрузку. Допустим, для сети стоматологических клиник или магазинов будет выгоднее иметь не одно юридическое лицо, а несколько ИП, которые будут пользоваться упрощенной системой налогообложения и платить всего 6 % с дохода вместо 40 % с учетом НДС и налога на прибыль, которые пришлось бы выложить крупному ООО. Другой вопрос, что грань между законным и незаконным дроблением бизнеса очень тонкая, и все нюансы налогового законодательства нужно при этом соблюсти. Наша задача – оценить риски, подсказать, как правильно построить внутригрупповые взаимоотношения, дать рекомендации по оформлению документов, чтобы у предпринимателей в дальнейшем не было проблем и неприятных последствий.

 

– Риски можно просчитать заранее?

Светлана Киселёва: Можно. Например, по тем же критериям, о которых мы говорили выше. Вообще, налоговое планирование – это элемент цивилизованного ведения бизнеса. Но многие предприниматели до сих пор рассчитывают на авось. Мало кто, занимаясь бизнесом, думает комплексно, стратегически, например, о том, какова будет налоговая политика в следующем году. Но можно заранее все спрогнозировать, и мы здесь можем помочь: просчитаем налоговую нагрузку, оценим сделки, планы компании по развитию на предстоящий год, включая изменение финансовых показателей, и, отталкиваясь от этой информации, будем выстраивать налоговую модель ведения бизнеса. А именно – какую налоговую систему выбрать, какие договоры заключить, как правильно оформить документы и так далее. Мы даже рассчитаем сумму налога, которую уплатит предприятие при выборе новой модели. Предупрежден – значит вооружен.

Татьяна Апалькова: Свежий пример. К нам обратилась компания, которая получила патент на один год, но она не учла, что потеряет право на льготный режим при достижении дохода шестьдесят миллионов рублей. Еще только июль, а компания уже превысила заявленный доход – налоговые органы могут отследить это через онлайн-чеки. А если бы предприниматель заранее спрогнозировал налоги, то мог бы оформить не годовой патент, а квартальный. И потери были бы значительно меньше.

 

– Вы работаете с физическими лицами?

Светлана Киселёва: Да, прежде всего с физическими лицами, у которых есть доходы за рубежом. Для них мы помогаем составлять декларации, проверяем доходы, сопоставляем их с документами, которые выдают иностранные компании и банки. Также физлица обращаются, когда возникают проблемы с декларированием дохода в части НДФЛ. Там могут быть и спорные объекты недвижимости, связанные, например, с наследованием. Поэтому перед совершением крупной сделки ― приобретением, продажей недвижимости, дарением, наследством ― лучше проконсультироваться с грамотным налоговым консультантом.

Недавний случай ― прабабушка подарила правнуку земельный участок. Ее внук ― отец правнука ― умер, и она решила сделать ребенку доброе дело. А оказалось, что прабабушка ― уже не прямой родственник. И с этой сделки придется заплатить налог двести тысяч. Мать ребенка платить отказалась. Но эти расходы в любом случае лягут на маму ребенка как на законного представителя. А обратись женщина за консультацией до того, как совершить сделку, мы бы продумали, как законно поступить с этим земельным участком, чтобы не было неприятностей в виде существенной налоговой недоимки.

Юридические лица хотят сэкономить, зная и сознательно идя на нарушение налогового законодательства, и цена этого желания порой слишком высока. Физических лиц, наоборот, подводит налоговая безграмотность и незнание норм налогового законодательства. Но с какими бы сложными вопросами к нам ни обращались, мы всегда готовы сделать максимум для того, чтобы разрешить ситуацию в пользу клиента.

 



Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

КОНТАКТЫ

454091, г. Челябинск, ул.Красная 63, офис 3


Тел/факс: +7 (351) 729-85-29 (многоканальный), 

+7 (351) 264-01-75

 

info@ural-audit.ru

 

Схема проезда:

Перейти к большой карте

 

 

VER316

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.