В последнее время отмечен резкий рост налоговых проверок организаций, а также ужесточение требований к налоговой и бухгалтерской отчетности. В нашей статье мы рассмотрим критерии, разработанные налоговиками для выбора компаний, в отношении которых будет проведена выездная налоговая проверка. Возможно, эта статья позволит многим нашим читателям отсрочить визит инспектора и избежать внеплановых проверок.
 
 Долгое время планирование проверок было сугубо внутренней и конфиденциальной процедурой. В конце 2007 г. ФНС разработала и опубликовала 11 критериев, с помощью которых налоговые органы определяют «кандидатов» на выездные проверки (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). И уже через год включила в список еще один новый двенадцатый критерий (приказ ФНС от 14 октября 2008 г.). Это говорит о том, с какой тщательностью подошли к решению данной задачи налоговики. Инспекторы отмечают, что если организация не подпадает под разработанные критерии, налоговые проверки в отношении нее нецелесообразны.
 
 Какие же обстоятельства обратят на себя внимание налоговиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок?
 
 Одни из них зависят только от самого плательщика, другие — от сравнения со среднеотраслевыми показателями. Рассмотрим каждый критерий в отдельности.
 
 Критерий первый:
 налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
 Под подозрением окажутся те, у кого налоговая нагрузка «ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли» или по «виду экономической деятельности». В приложении к Критериям № 3 дан уровень налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности за 2006—2007 гг.
 
 Сложность заключается в том, что в документе не приведена формула, по которой определялись уплаченные налоги. Сказано лишь, что сумма подсчитана «по данным отчетности ФНС и государственной статистики (Росстата)». Здесь можно ориентироваться на внутреннюю статистическую форму налоговых органов № 1-НОМ (приложение 4 к приказу ФНС России от 27 декабря 2005 г. № САЭ-3-10/695). В ней собраны поступления налогов по основным видам экономической деятельности.
 
 Обратитевнимание!
 В расчете данной формы есть ряд особенностей.
 Во-первых, из наиболее важных налоговых платежей исключены отчисления в ПФР на страхование от несчастных случаев на производстве.
 Во-вторых, в расчет принимаются все налоги, уплаченные в течение отчетного периода (суммы, отраженные проводкой Дебет 68 Кредит 51).
 В- третьих, в расчетах не участвуют платежи налоговых агентов (НДФЛ и НДС, удержанный в качестве налогового агента).
 
 Приведем пример расчета:
 Сумма перечисленных налогов в бюджет за 2007 г. составила 8 млн. руб. В эту сумму также включены налоги, начисленные за 2006 г., но уплаченные в 2007 г. Выручка организации за год равна 70 млн. руб. Налоговая нагрузка = сумма перечисленных налогов/выручка Х 100 = 8 млн./70 млн. x 100 = 11,43 процента.
 
 Предположим, что основная сфера деятельности компании — предоставление помещений в аренду. По данной отрасли средняя нагрузка в
 2007 г. — 29,5 процента, то есть в 2,5 раза больше, чем у организации. Следовательно, компании может грозить выездная проверка.
 
 Обратите внимание!
 На практике налоговики, оценивая необходимость выездной проверки, скорее всего, станут анализировать выручку, указанную в строке 010
 «Отчета о прибылях и убытках» — плательщики сдают его непосредственно в инспекцию, а потому он доступней, чем статотчетность. Правда, для большинства плательщиков эти две суммы выручки будут близки или даже полностью совпадут.
 
Проблемы при определении налоговой нагрузки.
- Не ясно, с чем организации сопоставлять нагрузку. Официальных данных по отраслям на 2008 и 2009 гг. нет. Предоставление статистической информации третьим лицам осуществляется только с письменного согласия лица, предоставившего эти данные (п. 26 постановления Госкомстата от 15 июля 2002 г. № 154). В прессе, различных справочниках и т. п. источниках имеются лишь частные сведения. На практике можно сопоставлять с показателями за прошлые годы — это также поможет организации предсказать риск проверки. Снижение нагрузки по сравнению с предыдущими годами, может заинтересовать проверяющих, и они потребуют разъяснений, которые нетрудно будет представить. К примеру, можно указать, что компания выходит на новый рынок, устанавливая демпинговые цены, а это приводит к временному падению прибыли и налогов. Также вызывает вопрос, какие отклонения считаются существенными. Налоговое ведомство не определило допустимое отклонение.
- Если предприятие активно работает в нескольких сферах, крайне сложно выявить уровень налогов в одной из них.
- В описании критерия не сказано, учитывается ли в расчете тот факт, что организация может находиться на специальном режиме налогообложения, и, соответственно, ее налоговая нагрузка может быть объективно ниже среднестатистических данных организаций, находящихся на общем режим
 Критерий второй:
 отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
 В этом пункте указывается, что внимание налоговиков обращено на тех налогоплательщиков, деятельность которых убыточна в течение двух и более календарных лет.
 
 Критерий третий:
 отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
 Согласно этому критерию инспекторы возьмут на заметку компании, у которых величина налоговых вычетов по НДС за последние 12 месяцев равна или превышает 89 процентов от начисленной суммы этого налога. Почему столько? Это близко к среднестатистическому показателю в среднем по России. Отметим, что ФНС регулярно публикует данные по безопасному вычету на региональных сайтах. Так во втором квартале в целом по России она составляет 89,9 процента, а по Челябинской области — 90,4 процента.
 
 Обратите внимание!
 Если в налоговом периоде компания будет возмещать НДС, то налоговые органы в обязательном порядке проведут камеральную проверку. Зачет НДС производится только после проведения камеральной проверки декларации, а также вынесения соответствующего решения (п.1 ст.176 НК РФ).
 
 Критерий четвертый:
 опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
 Компания рискует привлечь к себе внимание, если темп роста ее доходов и расходов в налоговом учете отстает от темпа роста доходов и расходов в бухгалтерском учете.
 
 Критерий пятый:
 выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
 Налоговики настоятельно рекомендуют компаниям при определении официальной зарплаты своим работникам, учитывать средний уровень оплаты труда, сложившийся в данной отрасли в регионе. Как показывает практика, инспекторы исправно доводят этот уровень до сведения организаций, вызывая их руководство на зарплатные комиссии.
 
 Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ налого вики рекомендуют получать из следующих источников:
- на официальных сайтах территориальных органов Росстата и на официальных сайтах УФНС (ссылки на интернет-адреса можно найти на www.gks.ru; www.nalog.ru);
- в территориальных органах Росстата, ИФНС, УФНС, направив туда соответствующий запрос.
 Обратите внимание!
 Если руководителя вашей компании вызовут в налоговую инспекцию, то в связи со сложившейся экономической ситуацией, в качестве аргумента можно привести переход на неполный рабочий день сотрудников (он должен быть виден из табелей), недолгий опыт работы компании.
 
 Критерий шестой:
 неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
 Выездная проверка грозит организациям, у которых за год два и более раза показатели, позволяющие применять «спецрежим», превышали 95 процентов от установленного законодательством предела. Этот пункт напрямую касается представителей малого бизнеса, которые:
- платят единый сельскохозяйственный на-лог (предельные значения установлены ст. 346.3 НК РФ) В критерии предполагается, что при неоднократном уменьшении доли «собственной продукции» до значения менее 75 процентов налогоплательщик попадает в зону особого внимания налогового органа;
- применяют УСН (показатели установлены статьями 346.12, 346.13, 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Например, фирма на «упрощенке» привлечет к себе внимание, если дважды за год средняя численность ее работников превысит 95 человек;
- платят единый налог на вмененный доход (предельные значения установлены ст. 346.26 НК РФ). Подозрение вызовут компании, применяющие «вмененку», у которых количество автотранспорта, предназначенного для оказания услуг по перевозке, два раза в год приближалось к 19 единицам.
 Критерий седьмой:
 отражение индивидуаль ным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
 Налоговую проверку может вызвать ситуация, когда у индивидуальных предпринимателей-плательщиков НДФЛ доля профессиональных налоговых вычетов (ст.221 НК РФ), заявленных в налоговой декларации, будет превышать доходы более чем на 83 процента.
 
 Критерий восьмой:
 построение финансово- хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
 В своих интервью налоговики приводят следующий пример. Поставка продукции между покупателем и продавцом, находящимися в одном городе и на одной улице, осуществляется через ряд посредников, находящихся в разных регионах страны, при этом, несмотря на территориальную удаленность этих посредников, все документы оформляются и подписываются одним днем.
 
 Критерий девятый: отсутствие пояснений налогоплательщика в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответс- твия показателей его деятельности.
 Ситуация, когда без объективных причин налогоплательщик не представляет пояснений относительно выявленных в ходе камеральной проверки ошибок в декларации (расчете) и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, может спровоцировать проведение выездной налоговой проверки.
 
 Критерий десятый:
 неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
 Тут налоговики уточняют, что имеется в виду не смена адресов вообще, а смена адреса во время проведения выездной налоговой проверки. Компания может поставить налоговиков в сложное положение, если в ходе проверки, грозящей доначислениями, подаст в инспекцию заявление о смене юридического адреса на новый, относящийся к другой инспекции. По закону инспекторы не могут отказать предприятию в перерегистрации и снятии с учета. Тем самым, налогоплательщик выиграет время на приведение документов в порядок. Двукратное использование компанией подобной уловки — прямой путь к тому, что организацию включат в список неблагонадежных.
 
 Обратите внимание!
 Риск стать претендентами на выездную проверку традиционно имеется и у компаний, которые указывают при регистрации в качестве адреса местонахождения фиктивные адреса или так называемые «адреса массовой регистрации».
 
 Критерий одиннадцатый:
 значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
 Имеется в виду отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10 процентов и более. Иными словами, деятельность налогоплательщика должна приносить видимую прибыль, т. е. доходы должны быть выше расходов. Отраслевую рентабельность можно узнать в публикуемых Росстатом специальных сборниках или на сайте www.gks.ru. Средняя рентабельность продаж и активов для разных видов бизнеса за 2006, 2007 гг. и расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 г., по основным видам экономической деятельности приведен в Приложении № 4 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@.
 
 Как рассчитать
 Уровень рентабельности желательно рассчитывать раз в квартал. Рентабельность продукции = прибыль от продаж/себестоимость товаров (работ, услуг). Данные по прибыли берутся из строки 050 формы № 2. Что же касается себестоимости, то сумму из строки 020 надо увеличить на коммерческие и управленческие расходы (строки 030 и 040). Данные величины — часть затрат, и они вычитаются при расчете прибыли от продаж. Это видно из самого Отчета о прибылях и убытках. Рентабельность активов = надо разделить общую прибыль (строка 140 формы № 2)/итог баланса (строка 300).
 
 Критерий двенадцатый:
 ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
 Данный критерий разработан с учетом сложившейся арбитражной практики. В нем налоговики выделяют признаки ведения финансовохозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
 
 Признак 1: отсутствие личных контактов между представителями поставщика и покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров.
 Перед заключением договора должна существовать переписка, обмен звонками. Если речь идет о крупной сделке, стоит сохранить как можно больше бумаг, подтверждающих факт проведения предварительных переговоров.
 
 Признак 2: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих их личности.
 Если у лица, подписавшего документ, нет на то полномочий, значит документ недействителен.
 
 Признак 3: отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадях.
 В случае, если контрагента не нашли по юридическому адресу или у него отсутствуют ресурсы и площади для исполнения договора, то этого факта достаточно, чтобы объявить отношения с таким контрагентом несуществующими, а налоговую выгоду — необоснованной.
 
 Признак 4: отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте.
 Обычно такой вопрос возникает к неизвестному поставщику, у которого нет никакой рекламы
 
 Признак 5: отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ. Проверка этой информации до заключения договора — один из элементов проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.
 
 Дополнительные факторы, повышающие риск
 Кроме основных признаков недобросовестных контрагентов, налоговики приводят дополнительные обстоятельства, наличие которых усугубляет налоговые риски компании — в глазах налоговиков сделки с такими факторами становятся еще более подозрительными.
 
 Фактор 1: сомнительный контрагент выступает в роли посредника. Меры налоговой безопасности при работе с посредниками помимо обычной проверки контрагента сводятся к обоснованию деловой цели таких договорных отношений.
 
 Фактор 2: условия договора не соответствуют обычаям делового оборота.
 Так например, налоговиков насторожат и расчеты через третьих лиц, векселями.
 
 Фактор 3: сомнительные возможности контрагента.
 aНапример, когда нет очевидных свидетельств того, что у контрагента имеется нужное оборудование, персонал и другие ресурсы.
 
 Фактор 4: приобретение через посредника тех товаров, которые обычно закупают у физлиц.
 
 Фактор 5: отсутствие реальных действий по взысканию задолженности.
 Особенно подозрительно выглядит рост задолженности покупателя при продолжающихся поставках.
 
 Фактор 6: векселя и займы выданы на слишком вольготных условиях.
 
 Фактор 7: существенная доля расходов по сделке с проблемными контрагентами.
эксперт журнала «Практикум бухгалтера»
 +7 (351) 729-85-29
 +7 (351) 729-85-29
 
                 
                

