Налоговая реформа 2025

Экологические платежи: нужно ли платить

28.04.2010

Многие предприятия сталкиваются с экологическими проблемами. Но только обнаруживаются они чаще всего после неожиданных проверок надзорных органов и оборачиваются огромными штрафами и требованиями немедленно устранить нарушения. В такой ситуации руководители, не имея достаточного опыта, часто принимают нерациональные решения. О том, как правильно действовать, как организациям обезопасить себя, мы решили узнать у начальника отдела экологии Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Веры Николаевны Кучеровой.

Досье журнала "Практикум бухгалтера Челябинской области"
ФИО – Кучерова Вера Николаевна
Должность- начальник отдела экологии ЮУТП
Образование – высшее, Челябинский политехнический институт
Увлечения - путешествия
Знак Зодиака - Козерог

- Вера Николаевна, кто и в каком случае платит за загрязнение окружающей среды?

- В соответствии с законодательством, все организации, предприятия и предприниматели, независимо от вида деятельности, будь то производство, бытовые услуги, торговля, здравоохранение и другое, обязаны осуществлять подобные платежи.

Загрязнение окружающей среды - это выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов.

- Как рассчитать размер платежей за загрязнение окружающей среды?

- Это зависит от количества отходов, загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу (автомобили, заправки, котельные и т. д.) и в водные объекты.

Для расчета размера платежей разрабатываются проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР), проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ) и проекты нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмом (НДС). На основании этих проектов Уральское управление Федеральной службы Ростехнадзора выдает разрешения.

Отсутствие такового влечет увеличение норматива платы в 25 раз. Ведь весь объем выбросов (сбросов) в этом случае признается сверхлимитным. А отсутствие разрешения на размещение отходов (лимиты) - в 5 раз.

Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально, до 20 числа следующего месяца.

- Многие наши читатели хотят услышать вашу позицию по отношению к недавно опубликованному решению ВАС от 17 марта 2009 г. № 14561/08 (в нем суд пришел к выводу, что экологические платежи за офисные отходы платить не нужно).

- Суд рассмотрел конкретное дело и вынес по нему решение.
Большинство договоров с обслуживающими организациями о вывозе и конечном размещении отходов не содержат условий о переходе права собственности или обязанностей по расчету платы за негативное воздействие. В связи с этим, для предприятий Челябинской области это решение суда не является основанием не осуществлять экологические платежи, в том числе и за офисные отходы. Лично я таких договоров не встречала.

- Если индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства и там же осуществляет свою деятельность (платит коммунальные платежи), является ли он плательщиком экологических платежей?

- Да, является.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду должны осуществлять все. И оплата коммунальных платежей не освобождает индивидуального предпринимателя от платы экологических платежей.

- Надо ли фирме включать в расчет по платежам за загрязнение окружающей среды автомобили? Все они арендуются организацией у физических и юридических лиц.

- Да, надо.

Расчет за загрязнение окружающей среды от автотранспорта предоставляет лицо, фактически его эксплуатирующее.

Расчет платы по передвижным объектам осуществляется по количеству топлива, использованного при эксплуатации. Норматив платы установлен за тонну, поэтому литры необходимо перевести в тонны. Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива.

В зависимости от марки автомобильного бензина можно использовать следующие средние значения плотности:

 

Марка бензина Плотность бензина, г/см3
АИ-80 (А-76) 0,715
АИ-92 0,735
АИ-95 0,750
АИ-98 0,765

 

- Рассмотрим такую ситуацию. У организации-арендатора договор аренды, в котором прописано, что размещение ТБО и вывоз мусора осуществляет арендодатель. Какие документы надо предоставить в Ростехнадзор, для подтверждения обоснованности того, что арендатор не уплачивает взносы за негативное воздействие по данному помещению?

- Если в договоре аренды указано, что платежи за загрязнение окружающей среды осуществляет арендодатель, в этом случае арендатор представляет нулевые бланки расчета платежей, прикладывает копию договора аренды и отправляет пакет документов по почте заказным письмом с уведомлением.

Если в договоре аренды нет пояснений, кто осуществляет платежи, то арендатор самостоятельно осуществляет расчет платежей за загрязнение окружающей среды, их оплату. Вся ответственность за невыполнение природоохранного законодательства в области обращения с отходами ложится на его плечи.

- Если организация планирует осуществлять новый вид деятельности по хранению и оптовой (через АЗС) продаже бензина, следует ли ей получать разрешение в Ростехнадзоре?

- Да, следует.

В данном случае должны быть разрешения на:

  • размещение отходов (лимиты);
  • выброс вредных веществ в атмосферный воздух;
  • сброс вредных веществ в водные объекты (если осуществляется).


- Как известно, законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ внесены изменения в закон "Об охране окружающей среды". Суть изменений сводится к тому, что субъекты малого и среднего бизнеса будут предоставлять отчетность по экологии в уведомительном порядке. Разъясните, в чем заключается уведомительный порядок и как организации правильно оформить документы?

- Да, действительно, с 1 июля 2009 г. субъектам малого и среднего предпринимательства не надо будет разрабатывать проекты и получать лимиты. Взамен этого вводится отчетность о фактическом образовании отходов и о размещении отходов в уведомительном (упрощенном) порядке. Но на данный момент такой порядок еще не утвержден.

Речь идет о предприятиях с численностью сотрудников от 1 до 250 человек и с долей уставного капитала, им не принадлежащего, не более 25 процентов. Всем остальным придется действовать по старой схеме - разрабатывать проекты по отходам и получать лимиты.

- Этим же законом предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица должны разработать проекты нормативов на размещение отходов, а порядок их разработки и утверждения определяет Правительство. Скажите, когда и каким документом установлен данный порядок?

- К сожалению, на данный момент он не разработан.

- Как вы относитесь к предоставлению отчетности по почте? Следует ли налогоплательщику звонить и уточнять о получении отчетности?

- Действительно, при платежах менее 50 тыс. руб. представление расчета в электронном виде не требуется. В таком случае можно отправить расчеты по почте, но заказным письмом с уведомлением. Уведомление будет подтверждением, что расчеты получены, и звонить, уточнять о получении, нет необходимости.

- Вера Николаевна, скажите, как проходят проверки соблюдения экологического законодательства? Кто уполномочен их проводить?

- С 1 июля 2009 г. изменился порядок проведения государственного контроля за деятельностью предприятий.

По-прежнему проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Однако теперь они могут проводиться в форме документарной или выездной проверки. Возможно совмещение обоих вариантов.

Что касается сроков, то это 20 дней. Проверка может быть продлена, но опять-таки не более, чем на этот же срок.
Инспекторы имею право проверять объект один раз в три года. Контролирующие органы должны заранее уведомить о плановой проверке - не менее, чем за три рабочих дня до ее начала, о внеплановой выездной проверке – не менее, чем за 24 часа.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, микропредприятий установлен ряд льготных условий проведения проверок (в частности, сокращены сроки проверок: не более 50 часов, для микропредприятий - 15), запрещено проводить отдельные виды внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры).

Проверка проводятся на основании распоряжения контролирующего органа. В нем должны быть определены:

  • перечень требуемых документов;
  • сроки проведения;
  • перечень мероприятий по контролю.


Проверка завершается составлением акта, который необходимо оформить в течение трех дней после ее завершения.

- По какому критерию определяются индивидуальные предприниматели и юридические лица, которых будут проверять?

- В новом законе о критериях выбора ничего не сказано. Единственное, что могу добавить, органы контроля обязаны составлять ежегодные планы своих проверок (с указанием предприятий, подлежащих в текущем году плановой проверке, ее сроков, целей и оснований), размещать эти планы на своих сайтах и представлять их в прокуратуру.

- Какие суммы штрафов ждут организации за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований?

- С января 2009 г. штраф для должностных лиц равен от 10 до 30 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей - от 30 до 50 тыс. руб., для организаций - от 100 до 250 тыс. руб.

- Скажите, а где можно получить бесплатные консультации и ответы на вопросы по экологическим платежам?

- Вы можете позвонить по телефонам: 8 (351) 264-75-53, 265-39-80, либо прийти по адресу: г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, кабинет 502, адрес электронной почты: eco@uralreg.ru



Беседу вела Марина Пичкур,
эксперт журнала "Практикум бухгалтера"


Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

КОНТАКТЫ

454091, г. Челябинск, ул.Красная 63, офис 3


Тел/факс: +7 (351) 729-85-29 (многоканальный), 

+7 (351) 264-01-75

 

info@ural-audit.ru

 

Схема проезда:

Перейти к большой карте

 

 

VER316

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.