Кто и когда признает компанию банкротом
В рыночных условиях банкротство компаний — явление нередкое. Порядок банкротства несостоятельных компаний регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Для отдельной группы предприятий банкротство проходит в особом порядке, регулируется специальными нормативными актами и в данной статье рассматриваться не будет. К этой группе относятся:
- градообразующие организации;
- сельскохозяйственные организации;
- финансовые организации;
- стратегические предприятия и организации;
- субъекты естественных монополий;
- застройщики.
Кого считают банкротом?
Не всякую компанию, испытывающую финансовые трудности, можно считать банкротом. Чтобы компания официально стала банкротом, необходимо выполнение трех условий:
1. У предприятия должны быть признаки банкротства. Они определены в п.2 ст.3 Закона № 127-ФЗ как неспособность юридического лица погасить денежные требования кредиторов либо задолженность по налогам и сборам в течение трех месяцев с даты, когда долг должен быть погашен.
2. Сумма долга, не погашенного в течение трех месяцев, должна быть не менее 100 000 руб. (п.2 ст.6 Закона № 127-ФЗ).
3. Должно быть вынесено решение арбитражного суда о признании компании несостоятельной (банкротом).
Таким образом, если решения арбитражного суда нет, то даже при выполнении первых двух условий компания не будет считаться банкротом.
Банкротство как механизм избавления от долгов было придумано еще в древнем Риме. На сегодняшний день в мировой практике банкротство – действенный механизм, позволяющий компании, попавшей в тяжелое финансовое положение, реструктуризировать долги и продолжить коммерческую деятельность. В Российском законе о банкротстве предусмотрены также процедуры, направленные на «реанимацию» предприятия-должника: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Однако в большинстве случаев к выздоровлению они не приводят и начинается завершающая стадия банкротства – конкурсное производство. Практика арбитражных судов показывает, что восстановить платежеспособность должника-банкрота удается лишь в редких случаях. Как следует из аналитического отчета ВАС РФ за 2008 г. <1>, в 78% случаев по результатам наблюдения суд принимал решения о признании должников несостоятельными (банкротами) и введении в отношении их процедуры конкурсного производства. Таким образом, механизм банкротства предусматривает два различных направления: первое — «лечение» должника, восстановление его платежеспособности, второе — ликвидация предприятия-должника. В России наибольшее распространение получило второе направление, так что понятие банкротства стало синонимом ликвидации предприятия с долгами.
Чем же привлекателен механизм банкротства? Прежде всего, возможностью погасить долги, не расплачиваясь с кредиторами: при ликвидации предприятия-должника все требования кредиторов считаются погашенными.
Обратите внимание!
Не могут быть признаны банкротами (п.1 ст.65 ГК РФ):
- казенные предприятия;
- учреждения;
- политические партии;
- религиозные организации.
Кто может обратиться в арбитражный суд с заявлением для возбуждения дела о банкротстве?
Дело в арбитражном суде возбуждается только на основании заявления. Заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд могут направить:
- само предприятие-должник;
- кредиторы;
- уполномоченные на это органы (налоговая инспекция).
Для кредиторов и налоговой инспекции инициирование дела о банкротстве должника является их правом. Для должника же инициирование дела о банкротстве в большинстве случаев является обязанностью и лишь в отдельных случаях — правом. Таким образом, в суд могут поступить одновременно три заявления: от предприятия-должника, его кредитора и от налоговой инспекции.
Закон позволяет лицу, первым направившему заявление о банкротстве, выбрать и предложить для утверждения арбитражному суду кандидатуру арбитражного управляющего. А это может нести в себе определенные выгоды.
Кто такой арбитражный управляющий?
Арбитражный управляющий является ключевой фигурой в деле о банкротстве. От него во многом зависит судьба банкрота, а также то, сколько долгов сможет получить кредитор.
Как правило, банкротство — результат недостаточно грамотного руководства компанией. Поэтому предприятию-банкроту арбитражный суд назначает управляющего, обладающего соответствующими опытом и знаниями. Этот управляющий так и называется — «арбитражный». По замыслу, арбитражный управляющий должен быть"экономическим врачом» для «заболевшего» предприятия. Однако российская арбитражная практика показывает, что чаще всего арбитражному управляющему приходится выполнять функции «похоронной команды» в стадии конкурсного производства.
В деле о банкротстве арбитражный управляющий должен соблюдать независимость и непредвзятость и действовать одновременно в интересах противоположных сторон: и банкрота, и его кредиторов.
Банкротство по инициативе должника
Банкротство по заявлению должника является легитимной и весьма эффективной процедурой ликвидации юридического лица, неспособного рассчитаться с долгами. Самой быстрой, а значит, и дешевой эта процедура будет, если подать заявление о банкротстве в период ликвидации. В отношении предприятия сразу же возбуждается завершающая стадия банкротства — конкурсное производство. Предприятие-должник ликвидируется по упрощенной процедуре банкротства. Банкротство же в процессе обычной хозяйственной деятельности — это долгий и достаточно дорогостоящий процесс, длящийся обычно несколько лет.
Закон о банкротстве устанавливает обязанность руководителей несостоятельного предприятия возбуждать в отношении собственного предприятия дело о банкротстве. Однако из-за неэффективности реабилитационных процедур этот механизмом достаточно редко используется с целью восстановления жизнеспособности предприятия. К тому же, для собственников и руководителей предприятий установлена значительная финансовая ответственность. Бизнесмены, вне зависимости от формы собственности предприятия (учредители ООО, акционеры ОАО, ЗАО), могут поплатиться личным имуществом. Произойдет это в том случае, если суд докажет: предприниматели знали, что долги компании превысили ее активы, но в течение месяца не подали заявления о банкротстве (п.1, п.2, ст.10 Закона № 127-ФЗ).
Несомненно, инициирование процедуры банкротства (в данном случае как синонима ликвидации) самим должником содержит для него явные преимущества: возможность выбора «своего» арбитражного управляющего; блокирование действий кредиторов в отношении имущества предприятия; защиту от исполнения судебных решений по взысканию долгов; возможность продолжать хозяйственную деятельность до момента ликвидации юридического лица, возможность перепродать"своим людям» наиболее интересные ликвидные активы предприятия до начала банкротных процедур.
Однако здесь и кроются наиболее опасные риски для руководителей предприятия-должника, которых необходимо защитить от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве. Для того чтобы максимально снизить указанные риски, необходимо тщательно проанализировать такие понятия, как «преднамеренное банкротство» и «фиктивное банкротство».
Признаки преднамеренного банкротства установлены ст.196 УК РФ и представляют собой действия как прямого, так и косвенного характера, направленные на «создание или увеличение неплатежеспособности как до признания или официального объявления должника банкротом, так и в период банкротства», связанные прежде всего с получением определенных имущественных или неимущественных выгод для заинтересованных лиц.
Что касается фиктивного банкротства, в соответствии со ст.197 УК РФ это — заведомо ложное объявление должником о своей несостоятельности при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Как правило, в этих целях должник значительно преувеличивает сумму кредиторской задолженности, опираясь на фиктивные первичные документы, увеличивающие показатели пассива баланса.
Таким образом, для руководства, подавшего заявление о своем банкротстве, существуют серьезные риски уголовного преследования. Поэтому до подачи заявления о банкротстве руководителем предприятия следует проанализировать риски обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве.
Выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства можно только на основании бухгалтерских документов. Недобросовестное предприятие может «потерять» документы, чтобы невозможно было определить его действительное финансовое положение, выявить умысел в действиях руководства. Поэтому в Закон о банкротстве введена следующая норма: если у предприятия отсутствуют документы бухгалтерского и налогового учета либо эти документы содержат недостоверную информацию, руководитель совместно с предприятием за свой счет погашает все долги (п.5 ст.10 Закона № 127-ФЗ).
Законом о банкротстве установлены случаи, в которых предприятие обязано обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом.
В процессе обычной хозяйственной деятельности заявление в арбитражный суд должен подать руководитель предприятия (п.1 ст.9 Закона № 127-ФЗ), если:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
- иные случаи, предусмотренные Законом № 127-ФЗ.
Заявление в арбитражный суд руководитель должен направить не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Если предприятие находится в стадии ликвидации, роль органов управления выполняет ликвидационная комиссия. В результате инвентаризации имущества и обязательств может быть выявлено, что денежных средств и средств от продажи имущества недостаточно для расчетов с кредиторами. В этом случае предприятие должно ликвидироваться в порядке банкротства. С заявлением в арбитражный суд должна обратиться ликвидационная комиссия в течение десяти дней с момента проведения инвентаризации.
Банкротство по инициативе кредитора
Проанализируем, в каких случаях банкротство может быть инициировано кредиторами.
Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может не любой кредитор. Закон о банкротстве вводит понятие конкурсного кредитора, т.е. кредитора по денежным обязательствам.
Денежными обязательствами могут быть:
- задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
- суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
- задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения;
- задолженность, возникшая вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.
Таким образом, покупатель, перечисливший предоплату и не получивший товар, не может инициировать процедуру банкротства. По договору поставки должник обязан поставить товар, а не уплатить деньги. Покупателю сначала нужно будет превратить обязательство поставщика в денежное. Это возможно в случае расторжения договора, новации долга и т.д.
Обратите внимание!
В сумму денежного требования для инициирования банкротства не включаются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды.
Для конкурсных кредиторов Закон о банкротстве также устанавливает ограничения в праве на обращение в суд:
- с даты возникновения долга должно пройти три месяца;
- размер долга должен быть не менее 100 000 рублей;
- долг должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда.
Как же быть кредитору, чьи требования составляют менее ста тысяч? Следует найти товарищей «по несчастью», объединить с ними свои требования и подать совместное заявление в суд. Такое заявление подписывается конкурсными кредиторами, объединившими свои требования (п.5 ст.39 Закона № 127-ФЗ).
Кредиторы, подавая заявление о признании должника банкротом, несут риск дополнительных расходов: если у должника недостаточно средств, то на них могут лечь судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в силу п.3 ст.59 Закона о банкротстве. Если такое неприятное событие все же произошло, то кредитор-заявитель может попытаться вернуть понесенные расходы. При продолжении дела о банкротстве должника выплаты, осуществленные заявителем в счет погашения таких расходов, компенсируются при погашении требований кредиторов по текущим платежам в порядке удовлетворения требований кредиторов той очереди, к которой относились осуществленные заявителем выплаты.
Как мы уже говорили, банкротство не является действенным механизмом взыскания долгов. Это обусловлено двумя причинами: к моменту банкротства с предприятия-должника, как правило, уже нечего взять; при этом финансировать процедуру банкротства вынужден кредитор.
Поэтому в России банкротство по инициативе кредиторов интересно последним в большей степени как возможность покупки предприятия по бросовым ценам. Банкротство зачастую используется как один из механизмов рейдерского захвата. По некоторым экспертным оценкам, ущерб от рейдерства для экономики страны достигает от 20 до 50 млрд. долларов ежегодно <2>, а прибыль от бизнеса по захвату предприятий составляет от 100 до 500% вложенных средств <3>.
Обратите внимание!
С 1 октября 2011 г. в Налоговый кодекс РФ (п. 4.1 ст. 161 НК РФ) введено правило, согласно которому покупатели (за исключением физлиц) имущества и имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, являются агентами по НДС. Они должны исчислить налог расчетным методом, удержать полученную сумму из выплачиваемых доходов и перечислить ее в бюджет.
До этой даты налоговыми агентами являлись уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества органы, организации или предприниматели (п. 4 ст. 161 НК РФ).
Однако не все так просто.
В соответствии с п.3 ст.65 ГК РФ очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Требование об уплате НДС согласно абз.5 п.2 ст.134 Закона №127-ФЗ относится кчетвертой очереди текущих требований. При этом у должника вполне могут быть более приоритетные требования, о чем покупатель имущества банкрота и не знает.
В свете этого возникает вопрос: должен ли покупатель имущества должника, признанного банкротом, исполнять обязанности налогового агента по НДС?
По данному вопросу существует две точки зрения.
Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России (письма от 11.02.13 № 03-07-11/3393, от 17.01.12 № 03-07-14/04, 17.01.12 № 03-07-14/04, от 28.12.12 № 03-07-14/119), покупатель имущества должника, признанного банкротом, является налоговым агентом по НДС. Это не нарушает прав соответствующих налогоплательщиков-должников и их кредиторов. ФНС России высказывает аналогичную точку зрения (письмо ФНС РФ от 17.01.13 № ЕД-3-3/96@). Некоторые суды поддерживают проверяющих и также указывают, что удержание НДС является обязательным (постановление ФАС Московского округа от 28.01.13 по делу № А40-34418/12-22-316).
В то же время противоположную позицию занял Высший арбитражный суд. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.13 №11 суд указал, что цена, по которой имущество должника-банкрота (в том числе предмет залога) реализовано, должна полностью (без удержания НДС) перечисляться покупателем должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику. Должник самостоятельно как налогоплательщик исчисляет НДС по итогам налогового периода и уплачивает его в установленные сроки с учетом того, что требование об уплате налога относится к четвертой очереди текущих требований.
Банкротство по инициативе уполномоченного органа
ФНС России уполномочена представлять интересы государства в делах о банкротстве (постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве").
В случае неисполнения должником требований ФНС России принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:
- не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа;
- в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
В данном случае можно говорить о приоритете защиты интересов государства по отношению к интересам частных субъектов. Конкурсный кредитор должен сначала получить судебное решение, тогда как налоговой службе достаточно самостоятельно вынести решение о взыскании задолженности. Таким образом, налоговая служба получает право занять в реестре кредиторов более выгодное положение, чем конкурсные кредиторы. В то же время, срок для обращения в арбитражный суд налоговой службой существенно меньше, чем у конкурсных кредиторов.
Для инициирования банкротства налоговым органом размер задолженности предприятия по налогам должен составлять не менее ста тысяч рублей.
С налоговой можно "договориться"
В последние годы преобладающее количество дел о банкротстве было инициировано налоговой службой. Однако фискальные органы поняли, что через банкротство неплательщиков налогов пополнить бюджет вряд ли удастся. В настоящее время государство не намерено банкротить всех налогоплательщиков, испытывающих финансовые трудности. Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет получить отсрочку или рассрочку по уплате налога сроком до одного года. Основанием для получения отсрочки может быть угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога (пп.3 п.2 ст.64 НК РФ). В налоговую инспекцию нужно будет подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований (п.5 ст.64 НК РФ).
Очевидно, что в России банкротство в качестве механизма восстановления жизнеспособности предприятия, находящегося в тяжелом финансовом состоянии, и способа взыскания долгов кредиторами не является действенной мерой. Поэтому, как и во все времена, главной гарантией стабильности бизнеса остается умение выбирать надежных партнеров, способных к конструктивному диалогу.
<1> Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2008 г.
<2> См.: Мирзоев Б., Полысалова Ф. Антирейдерские поправки: надежный заслон или паркур для рейдеров? // Адвокатские вести. 2009. N 11–12. С. 18.
<3> См.: Астахов П.А. Противодействие рейдерским захватам. М.: Эксмо, 2007. С. 6, 7.