В условиях экономического кризиса многие южноуральские предприятия, чтобы не увольнять сотрудников и сохранить штат, предпочитают объявить простой. О том, как правильно документально отразить эту процедуру и о том, как оплатить время простоя и пойдет речь в нашей статье.
Что такое простой
В ТК РФ сказано, что простой — это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Простои могут возникать по разным причинам: как по вине работодателя, так и сотрудника, а также по независящим от них причинам, например, стихийные бедствия, перебои в электроэнергии и т. д.
Комментирует Елена Катаргина, специалист по кадровому аутсорсингу ГК «ВнешЭкономАудит»:
«Бывают ситуации, когда простой на предприятии вызван поломкой оборудования или же другими причинами. В таком случае, специалист обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю».
В некоторых случаях неисполнение трудовых обязанностей творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, цирков является простоем. Такие работники вправе в течение какого-либо времени не участвовать в создании или исполнении произведений (ст. 157 ТК РФ).
Обратите внимание!
При возникновении простоя ни о каких отпусках без сохранения заработной платы речи идти не может. Ведь «вынужденный» отдых по инициативе работодателя законодательством не предусмотрен.
Кроме того, ТК РФ в части гарантий по оплате труда работников к простою относит:
— отстранение от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине (ст. 76 ТК РФ);
— отказ работника от исполнения трудовых обязанностей в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, если предоставление ему другой работы по объективным причинам невозможно (ст. 220 ТК РФ);
— отказ от работы в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты (ст. 220 ТК РФ);
— невозможность выполнения работником своей работы в связи с проведением забастовки (ст. 414 ТК РФ).
Простой обязывает работодателя:
— принимать все зависящие от него меры по прекращению простоя и предоставлению работнику возможности фактически исполнять трудовые обязанности, обусловленные договором (ст. 22, 56 ТК РФ);
— документально оформить простой и тем самым обеспечить права работников на оплату труда в указанных обстоятельствах, соблюдение правил исчисления среднего заработка и принять другие имущественные решения, которые влечет приостановка работы.
Как правило, начало простоя оформляется соответствующим приказом руководителя.
Пример
Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»
Приказ
от 5 декабря 2008 г. | № 25 |
О простое, возникшем по вине работодателя
по причинам экономического характера
В связи с простоем, возникшим по вине работодателя по причинам экономического характера, приказываю:
1. Объявить временем начала простоя 05.12.2008 г., временем окончанием простоя — 01.02.2009 г.
2. Рабочее время сотрудников, работающих на Участках № 4 и № 5, считать временем простоя.
3. Бухгалтерии рассчитывать заработную плату лицам, указанным в пункте 2 настоящего приказа, согласно части первой статьи 157 Трудового кодекса, исходя из двух третей средней заработной платы работника.
4. Отделу кадров ознакомить лиц, указанных в пункте 2, с настоящим приказом.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по управлению персоналом Д. А. Иванова.
Директор ______________________ И. В. Петров
С приказом ознакомлены:
Заместитель директора по управлению
персоналом _____________________ Д. А. Иванов 05.12.2008
Главный бухгалтер _____________________ К. И. Маронина 05.12.2008
Начальник отдела кадров _____________________ Т. А. Иванова 05.12.2008
Как отметить простой в табеле учета рабочего времени
При заполнении табеля учета времени в данном случае стоит руководствоваться Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». В нем сказано:
- время простоя по вине работодателя обозначается буквенным кодом «РП»;
- время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, — «НП»;
- время простоя по вине работника — «ВП».
Это важно!
Время простоя не относится ко времени отдыха. Ведь согласно ст. 107 ТК РФ, видами отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные и праздничные дни, отпуска. Поэтому во время простоев сотрудник должен присутствовать на своем рабочем месте, если иное не определено трудовым и коллективным договорами или же приказом руководителя.
Как оплатить время простоя
Оплата времени простоя должна осуществляться в соответствии с требованиями ст. 157 ТК РФ. При этом коллективным или трудовым договором могут быть установлены и иные, повышенные, ставки компенсации простоя.
Оплата времени простоя
В нынешних экономических условиях нередко возникает вопрос, а можно ли условия кризиса причислить к причинам, не зависящим от работодателя и от работника?
И соответственно оплачивать время простоя — не менее 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.
Комментирует Наталья Шварц, заместитель руководителя отдела бухгалтерского и налогового консалтинга
ООО «ВнешЭкономАудит. Консалтинг»:
«Трудовой кодекс РФ не предусматривает четкого перечня причин, не зависящих ни от работодателя, ни от работника. Практически сложилось, что это могут быть стихийные бедствия и т. п.
Поэтому, раз законодательно не установлено, что кризис — это не зависящая ни от работодателя, ни от работника причина, и ввиду отсутствия судебной практики по данному вопросу, мы рекомендуем оформлять простой по вине работодателя и соответственно оплачивать время простоя, т. е. не менее 2/3 средней заработной платы. Либо в случае возникновения спора — отстаивать свою позицию в суде».
Материал подготовила Елена Калеменева,
старший юрисконсульт департамента бухгалтерского,
налогового и правового консалтинга «ВнешЭкономАудит. Консалтинг»,
для журнала «Практикум бухгалтера», март 2010 г.