Налоговая реформа 2025

На предприятии объявлен простой

15.03.2010

В условиях экономического кризиса многие южноуральские предприятия, чтобы не увольнять сотрудников и сохранить штат, предпочитают объявить простой. О том, как правильно документально отразить эту процедуру и о том, как оплатить время простоя и пойдет речь в нашей статье.

Что такое простой
В ТК РФ сказано, что простой — это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Простои могут возникать по разным причинам: как по вине работодателя, так и сотрудника, а также по независящим от них причинам, например, стихийные бедствия, перебои в электроэнергии и т. д.

Комментирует Елена Катаргина, специалист по кадровому аутсорсингу ГК «ВнешЭкономАудит»:
«Бывают ситуации, когда простой на предприятии вызван поломкой оборудования или же другими причинами. В таком случае, специалист обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю».

В некоторых случаях неисполнение трудовых обязанностей творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, цирков является простоем. Такие работники вправе в течение какого-либо времени не участвовать в создании или исполнении произведений (ст. 157 ТК РФ).

Обратите внимание!
При возникновении простоя ни о каких отпусках без сохранения заработной платы речи идти не может. Ведь «вынужденный» отдых по инициативе работодателя законодательством не предусмотрен.


Кроме того, ТК РФ в части гарантий по оплате труда работников к простою относит:
 — отстранение от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине (ст. 76 ТК РФ);
 — отказ работника от исполнения трудовых обязанностей в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, если предоставление ему другой работы по объективным причинам невозможно (ст. 220 ТК РФ);
 — отказ от работы в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты (ст. 220 ТК РФ);
 — невозможность выполнения работником своей работы в связи с проведением забастовки (ст. 414 ТК РФ).

Простой обязывает работодателя:
 — принимать все зависящие от него меры по прекращению простоя и предоставлению работнику возможности фактически исполнять трудовые обязанности, обусловленные договором (ст. 22, 56 ТК РФ);
 — документально оформить простой и тем самым обеспечить права работников на оплату труда в указанных обстоятельствах, соблюдение правил исчисления среднего заработка и принять другие имущественные решения, которые влечет приостановка работы.

Как правило, начало простоя оформляется соответствующим приказом руководителя.

Пример

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»
Приказ

от 5 декабря 2008 г. № 25

О простое, возникшем по вине работодателя
по причинам экономического характера

В связи с простоем, возникшим по вине работодателя по причинам экономического характера, приказываю:
1. Объявить временем начала простоя 05.12.2008 г., временем окончанием простоя — 01.02.2009 г.
2. Рабочее время сотрудников, работающих на Участках № 4 и № 5, считать временем простоя.
3. Бухгалтерии рассчитывать заработную плату лицам, указанным в пункте 2 настоящего приказа, согласно части первой статьи 157 Трудового кодекса, исходя из двух третей средней заработной платы работника.
4. Отделу кадров ознакомить лиц, указанных в пункте 2, с настоящим приказом.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по управлению персоналом Д. А. Иванова.

Директор ______________________ И. В. Петров

С приказом ознакомлены:
Заместитель директора по управлению
персоналом _____________________ Д. А. Иванов 05.12.2008
Главный бухгалтер _____________________ К. И. Маронина 05.12.2008
Начальник отдела кадров _____________________ Т. А. Иванова 05.12.2008


Как отметить простой в табеле учета рабочего времени

При заполнении табеля учета времени в данном случае стоит руководствоваться Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». В нем сказано:

  • время простоя по вине работодателя обозначается буквенным кодом «РП»;
  • время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, — «НП»;
  • время простоя по вине работника — «ВП».

Это важно!
Время простоя не относится ко времени отдыха. Ведь согласно ст. 107 ТК РФ, видами отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные и праздничные дни, отпуска. Поэтому во время простоев сотрудник должен присутствовать на своем рабочем месте, если иное не определено трудовым и коллективным договорами или же приказом руководителя.

Как оплатить время простоя
Оплата времени простоя должна осуществляться в соответствии с требованиями ст. 157 ТК РФ. При этом коллективным или трудовым договором могут быть установлены и иные, повышенные, ставки компенсации простоя.

Оплата времени простоя

оплата времени простоя

В нынешних экономических условиях нередко возникает вопрос, а можно ли условия кризиса причислить к причинам, не зависящим от работодателя и от работника?
И соответственно оплачивать время простоя — не менее 2/3 тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.

Комментирует Наталья Шварц, заместитель руководителя отдела бухгалтерского и налогового консалтинга
ООО «ВнешЭкономАудит. Консалтинг»:
«Трудовой кодекс РФ не предусматривает четкого перечня причин, не зависящих ни от работодателя, ни от работника. Практически сложилось, что это могут быть стихийные бедствия и т. п.

Поэтому, раз законодательно не установлено, что кризис — это не зависящая ни от работодателя, ни от работника причина, и ввиду отсутствия судебной практики по данному вопросу, мы рекомендуем оформлять простой по вине работодателя и соответственно оплачивать время простоя, т. е. не менее 2/3 средней заработной платы. Либо в случае возникновения спора — отстаивать свою позицию в суде».

Материал подготовила Елена Калеменева,

старший юрисконсульт департамента бухгалтерского,

налогового и правового консалтинга «ВнешЭкономАудит. Консалтинг»,

для журнала «Практикум бухгалтера», март 2010 г.



Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

КОНТАКТЫ

 

454091, г. Челябинск, ул. Красная 63, офис 3

Тел/факс: +7 (351) 729-85-29 (многоканальный), 

+7 (351) 264-01-75

е-mail:info@ural-audit.ru




Схема проезда:

Перейти к большой карте

 

 

Заказ услуги

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.